Батюшка, благословите! Милостью Божией у меня есть
единомысленные братья во Христе, с которыми мы делимся мнениями, соображениями,
часто рекомендуем друг другу хорошие книги, обсуждаем прочитанное. И вот
недавно мне посоветовали сборник статей и писем греческого автора архимандрита
Епифания (Феодоропулоса) «Две крайности: экуменизм и зилотство». Заявленная
автором позиция, на первый взгляд, привлекательна: средний путь, духовное
рассуждение – не принимать модернистских новшеств, но не уклоняться и в раскол…
Особенно это актуально сейчас, после встречи Патриарха Кирилла с папой римским,
в связи с сомнительным «восьмым собором» и т. п. будоражащими Церковь
событиями. Внушило доверие и издательство – «Святая Гора», на счету которого,
по-моему, множество хороших книг. Но на сей раз рассуждения известного
архимандрита вызвали много вопросов. Подробно изложить все их в одном письме,
конечно, невозможно. Поэтому хотелось бы получить разъяснение об одном, на мой
взгляд, самом важном и «революционном» постулате этой работы – необязательности
соблюдения Петрова поста.
Дело в том, что архимандрит Епифаний, хотя и обличает
экуменизм как ересь, в то же время сам служит по новостильному календарю. И
вот, доказывая «зилотам» недопустимость отделения от Церкви из-за проведения
календарной реформы, он оправдывает периодически происходящее у новостильников
сокращение и упразднение поста Святых Апостолов. Такое нарушение будет иметь
место у них и в этом году – пост продлится лишь с 27 по 28 июня по новому
стилю, т. е. два (!!!) дня.
Ниже я выписал некоторые аргументы отца Епифания и
прошу Вас дать на них богословский комментарий, поскольку подобные лукавые
оправдания, вероятно, еще будут использоваться и в нашей Церкви, если
модернисты все же утвердят общеобязательность «новоюлианского» календаря.
Заранее благодарю!
С уважением, иподиакон Алексий Афанасьев
Отвечает протоиерей Андрей СОКОЛОВ. Цитаты из книги
архимандрита Епифания даны курсивом, комментарии священника – обычным шрифтом.
1. Сокращение Петрова поста (этот пост, кстати говоря, не был установлен
Вселенским Собором, но просто издавна вошел в церковную практику и поэтому не
является чем-то безусловным) было осуществлено не тем или иным человеком,
мирянином или клириком, но официально Церковью в связи с принятием ею
календарных исправлений.
В первую очередь давайте обратимся к высказыванию по затронутой проблеме
великого богослова ХХ века святителя Серафима Богучарского, который дает четкую
святоотеческую оценку тому беззаконию, которое архимандрит Епифаний
(Феодоропулос) пытается оправдать: «В особенности возмутительное нарушение
Устава наблюдается в отношении новостильников к празднику Святых Апостолов
Петра и Павла. Святая Церковь так почитает этих великих Апостолов, что
предварила их праздник (29 июня) постом, который продолжается от 8 до 42 дней.
Но при введении нового стиля этот пост, вопреки Уставу, всегда сокращается. А
когда Пасха празднуется в период времени от 20 до 25 апреля включительно, то
Петровский пост совсем упраздняется: для него не остается времени. Могут
сказать, что нарушение Типикона не является тяжким грехом, ибо здесь нет
отступления от догматов. Но ведь и слова Христа: „Аще и Церковь преслушает,
буди тебe якоже язычник и мытарь" (Мф. 18, 17) – не говорят нам о
нарушении тех или иных догматических истин нашей веры; тем не менее, по
свидетельству этих божественных слов, кто из нас не окажет послушания
Церкви, тот отсекается от нее и становится в ряд тяжких грешников, ибо в данном
случае налагается высшая мера наказания – отлучение от Церкви. Причем этот
грех непослушания Церкви, с пренебрежением к ее Уставу, новостильники совершают
открыто, дерзновенною рукою. С точки зрения Православной веры такое
пренебрежительное отношение к Типикону чад Святой Церкви недопустимо, как
недопустимо наше отступление от догматов и канонических правил. И это понятно.
Как наше пренебрежение догматическими и каноническими определениями ведет к
отступлению от Православия, так к тому же отступлению ведет и указанное
пренебрежение Типиконом. Ведь Типикон есть для нас священный закон,
руководствующий нас в нашем православном богоугождении богослужениями,
праздниками и постами. Типикон есть святая книга, связанная с именем дивного
сосуда благодати преподобного Саввы Освященного и принята Православною Церковью
как одна из основоположительных книг. Типикон есть не что иное, как голос
Матери нашей Церкви. И к этому голосу мы должны относиться не с пренебрежением,
а с безусловным и неуклонным послушанием, если хотим быть верными и преданными
Святой Церкви и всем ее православным нормам».
Таким образом, служение по новому стилю оправдать нельзя и даже невозможно.
Что же касается приведенной цитаты из труда архимандрита Епифания, ответим,
что пост Святых Апостолов – древнейший и был установлен самими благовестниками
Христовыми! В Апостольских правилах сказано: «После Пятидесятницы празднуйте
одну седмицу, а потом поститесь» (Кн. 5, гл. 19). Поэтому утверждение о его
необязательности равносильно хуле на церковные законы. Если мы верные чада
Святой Соборной и Апостольской Церкви, то постановления ближайших
учеников Христовых должны быть для нас священны. В пояснении на 9-й член
Никео-Цареградского Символа веры святитель Филарет Московский пишет: «Символ
веры, когда называет Церковь Апостольской, наставляет твердо держаться учения и
преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на
учении Апостолов».
На этом во исполнение послушания святителю можно было бы остановиться и
отказаться от дальнейшего анализа модернистских утверждений архимандрита
Феодоропулоса. Но чтобы ни у кого не возникло сочувствия к его аргументам или
же мысли, что мы уклоняемся от полемики, продолжим наш критический разбор.
2. До VII века Петров пост был намного продолжительнее, чем сегодня. <…>Он начинался сразу же после недели Всех Святых и продолжался до 14 августа! Т.
е. охватывал целиком весь июль месяц. Это означает, что он был самым продолжительным
постом в году, значительно превосходя даже Великую Четыредесятницу.<…> Что скажут на это дорогие старостильники, не принимающие никаких
изменений древних традиций и постановлений? Если они последовательны, то
должны, во-первых, возобновить пост в том объеме, в каком он был до VII века,
т. е. добавить к нему июль месяц; а во-вторых, отлучить все Церкви с VII века
до наших дней, поскольку они дерзнули сократить издавна установленный пост.
В пропущенных в цитате отрывках содержится очень ценная информация самого
архимандрита Епифания. Он сообщает, что пост был сокращен Святыми Отцами. Но
то, что делали Святые Отцы, они совершали в Духе Святом с присущей им
мудростью. Деяние же Константинопольского Патриарха-масона Мелетия
(Метаксакиса) († 1935), зачинателя календарной реформы в Православии, напротив,
несет на себе опечаток того духа, которым он руководствовался – духа всякого
хаоса и неустройства. Постановление обновленческого конгресса Метаксакиса о
новом стиле, навязанное со многим лукавством, интригами и насилиями, произвело
раскол в православном мире, от которого до сих пор страдают десять Поместных
Церквей. По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16), – говорит Господь. Плод же
этого новшества – грех раскола – по учению Святых Отцов не смывается даже мученической
кровью!
3. Я весьма далек от того, чтобы защищать упразднения или сокращения
постов, несмотря на то, что они, кроме поста в среду, пятницу и Великой
Четыредесятницы, не были учреждены Вселенскими Соборами. Думаю, что данный
вопрос нужно оставить так, как он есть, и духовники с рассуждением, пользуясь
своей властью, пусть помогают каждому верующему найти свою меру поста.
Здесь, как и прочие модернистские богословы, архимандрит Феодоропулос как
бы немного отступает, чтобы смягчить в глазах читателя свою дерзкую хулу на
церковные законы. Но согласиться с таким компромиссом не представляется
возможным, ибо от этого нарушение не перестанет быть нарушением. Единственно
верное решение данного вопроса для последователей нового стиля – отречение от
пятикратно преданного анафеме на православных Соборах григорианского календаря
и пасхалии и возвращение к святоотеческому летосчислению, о чем говорят и
вдумчивые иерархи и священнослужители из новостильных Поместных Церквей.
В заключение хочу дать Алексею и его товарищам такую рекомендацию. Она не
моя, а святоотеческая. Одному из своих корреспондентов святитель Феофан
Затворник писал: «Вы лучше сделаете, если станете пропускать мимо ушей
все новости о предметах веры, лишние против образа веры, начертанного в Символе
веры и истолкованного в Катехизисе». А святитель Игнатий (Брянчанинов)
наставлял: «Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с
людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о христианстве,
написанных лжеучителями. Истине соприсутствует Дух Святый: Он – Дух истины.
Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который – ложь и отец лжи. Читающий
книги лжеучителей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи». Также
преподобный Исаак Сирин предупреждал:«Ничто так не направляет человека к
богохульству, как чтение книг еретических».
Поэтому нам всем гораздо спасительнее изучать веру по церковному Преданию,
заключенному в писаниях Святых Отцов и житиях святых, а книги современных
авторов, где с правдой тесно переплетена ложь, отложить в сторону.
Источник: газета «Православный Крест», № 13 (157) (от
1 июля с. г.)