Для участия в испытаниях были созданы три группы по 15 человек. Средний
возраст участников первой группы составлял 80, второй – 40, третьей – 15 лет.
Сами тесты проверки памяти были банальными, и их можно найти в любом
учебнике психологии для первого-второго курсов университетов: испытуемым
предлагали запомнить цифры и картинки, расположенные в том или ином порядке и
т.п. Но вот результаты тестов оказались поистине сенсационными: во всех группах
они оказались близки, а в некоторых случаях 80-летние даже превзошли 15-летних
и 40-летних. При этом особо подчеркивается, что для участия в эксперименте
отбирались подростки, не страдающие проблемами с концентрацией внимания.
Понятно, что с чисто физиологической точки зрения сила памяти у людей,
перешагнувших 70-летний рубеж, просто по определению не может быть сравнима с
памятью подростков, или находящихся в расцвете сил 40-летних людей. Победа
пожилого поколения "по очкам", с точки зрения психологов, объясняется
просто: оно выросло в ту эпоху, когда не было смартфонов, гаджетов и прочей
современной техники, а потому им приходилось хранить огромный массив
информации, что называется, в уме – номера телефонов близких людей, адреса,
даты их рождений и т.д. В результате почти каждый из участников "пожилой
группы" (суммарный возраст которой составил почти 1000 лет) наработал
собственные методы ассоциативного запоминания, который и использовал при
тестировании.
Напротив, современные подростки и молодые люди вообще не прилагают никаких
усилий, чтобы запоминать номера телефонов, даты и даже дорогу к тому или иному
месту. Да и зачем, если всю эту информацию можно получить простым нажатием
кнопки, а до нужного адреса тебя доведет спутниковый навигатор?! Однако в связи
с этим неминуемо возникает вопрос о том, какими изменениями чреваты все эти
технические новшества для будущего человечества – силы его памяти, интеллекта,
способности к творческому мышлению?
- В целом сам процесс развития человечества идет по пути ослабления
первичных видов памяти, то есть это своего рода нормальный эволюционный
процесс,- говорит израильский антрополог Лион Тамир. –Достаточно
вспомнить, что до изобретения книгопечатания книги были редкостью, и большинство
людей хранило свои знания и жизненный опыт в устной форме. С появлением книг
необходимость в сохранении огромного массива профессиональных сведений отпала,
а сама природа всего живого устроена на принципе экономии энергии. То есть если
мозгу не нужно тратить энергию на запоминание, он ее тратить не будет. А это
неминуемо сказывается на его работе в целом. Любопытно, что, несмотря на
появление печатных книг, евреи продолжали заставлять своих детей заучивать
наизусть огромные массивы священных текстов и комментариев к ним, и именно
этим, а не какими-либо другими факторами, возможно, объясняется та роль,
которую евреи сыграли в развитии мировой науки и культуре.
Эксперименты, проведенные в странах Запада, однозначно свидетельствуют, что
появление новых технологий, заменяющих зрительную, слуховую, ассоциативную и
прочие виды памяти, приводит как к ослаблению процесса усвоения новых знаний
(так как память и обучение – связанные процессы), так и к появлению "белых
пятен" в воспоминаниях людей всех возрастов.
Так, по возвращению из туристических поездок, большинство людей сегодня
затрудняются перечислить увиденные ими достопримечательности и описать их –
оказывается, после того, как они были сфотографированы на камеру смартфона,
мозг считает ненужным сохранять их в памяти. Впрочем, этот феномен был развит и
раньше, в эпоху обычной "пленочной фотографии", но не в такой
степени. Тем не менее, широкую известность в психологии получил случай, когда
50-летний мужчина с трудом мог воспроизвести увиденное за время поездки за
рубеж, за исключением одного места, которое он описал во всех подробностях. Как
выяснилось, именно в этом месте у него сломался фотоаппарат.
Ослаблению памяти и способности к концентрации у нового поколения в немалой
степени способствует также то, что любую требуемую им информацию можно сегодня
получить с помощью интернета, без всякой необходимости искать ее в книгах;
тексты, которыми мы обмениваемся через мобильные телефоны, предельно кратки и
на их прочитывание и осмысление не нужно тратить много времени, и мало кто
задумывается, что на самом деле это – еще один удар по развитию нашего мозга в
целом. Принцип здесь тот же, что и при физическом развитии тела – отказывая
мозгу в тренировке, мы вольно или невольно ослабляем его.
Наконец, еще одним следствием просиживания молодого поколения у компьютера
и пользование навигационными системами, стало уменьшение его способности
ориентироваться в пространстве. Само ощущение пространства у нынешних
подростков и молодежи в странах Запада несколько иное, чем у пожилых и людей
среднего возраста: оно их пугает и, оказавшись на улице, они спешат как можно
скорее добраться с помощью навигатора до нужного места и снова оказаться в
помещении.
Анализируя идущие процессы, западные психологи и психиатры сходятся во мнении,
что если раньше официальной чертой, с которой начиналось ослабление памяти,
считались 50 лет, то уже через десятилетие она сдвинется к 40 годам.
Соответственно, в ближайшие десятилетия начнет значительно уменьшаться возраст,
при котором начинает развиваться болезнь Альцгеймера и другие виды
"старческой деменции" – он сдвинется к 60 годам. А вот количество
больных, страдающих этими заболеваниями, напротив, будет непрерывно
увеличиваться.
Остановить этот процесс можно, по сути дела, только одним путем – не
полагаться на смартфоны, гаджеты, "аппликации" и все прочее, а
постоянно тренировать память и интеллект.
Любопытно, что недавнее исследование, проведенное в Великобритании,
показало, что в наименьшей степени по сравнению с другими группами населения страны
болезнь Альцгеймера встречалась у престарелых лондонских таксистов. Никакого
другого объяснения, кроме того, что они должны были постоянно держать в памяти
крайне запутанную карту английской столицы, этому феномену найти не удалось. А
вы говорите "навигатор"…
Источник: http://jewishnews.com.ua/ru