Во
время Великого поста с понедельника по четверг первой недели на великих
повечериях читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Для человека, не очень хорошо
знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во
время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть,
слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это
связано с нашей жизнью?
Песнь 1
Первозданнаго Адама преступлению
поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго царствия и сладости,
грех ради моих.
Увы мне, окаянная душе, что
уподобилася еси первей Еве? Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и
коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди.
Адам (древнеевр. «земля, человек») -
первый человек на земле.
Ева (древнеевр. «жизнь») - жена Адама.
Господь создал Адама из праха
земного и вдохнул в него дыхание жизни. Как помощницу и духовную поддержку для
Адама Бог создал Еву из ребра (части) первого человека. Однако Адам и Ева не
были благодарны Создателю за Его дары, за дарованную им жизнь и возможность
общения с Богом. Они захотели стать богоподобными без Бога, и без Его помощи,
через вкушение, как они думали, волшебного, плода, приобрести все совершенства,
о каких только может мечтать человек. В этом им помог противник Бога - диавол,
который, чтобы обратиться к людям, вошёл в змея. Но, как оказалось, подлинное
знание, совершенство, да и сама жизнь невозможны без Бога. Всё, что приобрели
Адам и Ева - это стыд от сознания своего предательства Бога, видение своей
наготы - лишённости Божественного Света. Господь высылает согрешивших и
нераскаявшихся людей из Эдемского сада - места Своего присутствия, чтобы муки
их совести не были такими невыносимыми, и они не остались в таком своём
состоянии навеки.
Бытие 2:25-3:7; 3:21-24
25. И были
оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
1. Змей был
хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене:
подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2. И сказала
жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3. только
плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к
ним, чтобы вам не умереть.
4. И сказал
змей жене: нет, не умрете,
5. но знает
Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете,
как боги, знающие добро и зло.
6. И увидела
жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно,
потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и
он ел.
7. И
открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья,
и сделали себе опоясания.
21. И сделал
Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22. И сказал
Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы
не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не
стал жить вечно.
23. И выслал
его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24. И изгнал
Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч
обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Достойно из
Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам: аз же что
постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?
Едем, Эдемский сад (древнеевр. «сад
неги, наслаждения») - сад, в котором Господь поселяет первых людей.
По-славянски он назван «рай» - это слово взято из мифологии наших предков, где
оно означало таинственную южную землю вечной радости и тепла, куда улетает душа
после смерти человека. Этот сад на земле, которая до грехопадения вся была
раем, отличался от других мест тем, что его Господь освятил для Своего
присутствия и общения с человеком.
После изгнания
из Эдема у человечества исчезла и память того, где точно он находился. У разных
народов сохранились смутные предания, что на Востоке. Книга Бытия упоминает о
четырех реках, некогда орошавших этот Божий сад. Две из них известны, это
Евфрат и Тигр. На этом основании местонахождением древнего рая считают
Месопотамию или Индию - колыбели древних цивилизаций. Однако вероятнее всего,
что люди позже дали названия этим рекам Месопотамии в память о рае. Некоторые
исследователи считают, что рай находился в Африке, где были найдены самые
древние поселения на земле, на Мадагаскаре или в Сахаре (в древности там был
мягкий климат и тропические сады). Однако достоверное знание о том, в каком
уголке земли находился рай, Господь сокрыл от человека.
Песнь 2
Буря мя злых
обдержит, благоутробне Господи: но яко Петру, и мне руку простри.
Пётр - ученик Христов, один из 12
апостолов.
Евангелие от
Матфея, 14:23-32, повествует:
23. И
отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там
один.
24. А лодка
была уже на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный.
25. В
четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26. И
ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и
от страха вскричали.
27. Но Иисус
тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28. Петр
сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29. Он же
сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30. но, видя
сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31. Иисус
тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты
усомнился?
32. И когда
вошли они в лодку, ветер утих.
Песнь 3
Огнь от
Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали.
На горе
спасайся, душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай.
Содом - один из пяти городов в районе
Мёртвого моря, которые около ХХ века до Р.Х. были разрушены Господом за
греховную жизнь. Города-государства Содом, Аморра (Гоморра), Адма, Сигор (Цоар)
и Севоим (Цвоим) помимо других преступлений, отличались большой
развращённостью.
Лот - племянник Авраама, который,
пожелав отделиться от патриарха со своими стадами, пришёл в крайнюю бедность и
вынужден был поселиться у ворот города Содома, где селились бедняки.
Согласно повествованию в книге Бытия
(главы 18-19), Господь в образе трёх странников пришёл к праведному Аврааму,
чтобы возвестить ему о рождении у Авраама долгожданного сына, а также чтобы
испытать Своего праведника - пожалеет ли он жителей Содома и Гоморры? Авраам
проявил милосердие и просил Господа помиловать города, если во всех них
найдётся хотя бы десять праведников.
Однако, когда два из трёх
странников, явившихся Аврааму, пришли в Содом, все жители, от мала до велика,
собрались вокруг них, желая причинить им зло. Праведным оказался только один
житель города - Лот. Господь вывел семейство Лота из Содома, а на всю
окрестность излил серу с огнём. До сих пор эта местность в районе Мёртвого моря
свидетельствует о произошедшей здесь когда-то природной или сверхъестественной
катастрофе.
Ни жена Лота, ни его дочери не
оказались праведными и достойными спасения. Жена Лота ослушалась просьбы
Господа не оглядываться. Она оглянулась, чтобы из простого любопытства посмотреть
на гибель тысяч людей, а возможно, и сожалея об оставленном полюбившемся ей
развратном Содоме. И то, и другое свидетельствовало о её греховности. Она
обратилась в соляной столп - возможно, по той причине, что всё остановившее
своё движение в момент катастрофы мгновенно покрывалось солью и пеплом и
застывало. После своего чудесного спасения дочери Лота вели себя так же
развратно, как и все жители Содома. Их потомками стали проклятые Богом народы.
Сигор («малый») - город-государство,
входивший в коалицию пяти городов вместе с Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом.
Был пощажён Господом, в него укрылся Лот.
Песнь 4
Лествица,
юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельного
восхождения, разумнаго возшествия: аще хощеши убо, деянием и разумом и зрением
пожити, обновися.
Зной дневный
претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения
творя, пасый, труждаяся, работаяй, да две жене сочетает.
Жены ми две
разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную: Рахиль же
разум, яко многотрудную: ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе,
исправится.
Лия и Рахиль- две жены
патриарха Иакова, родоначальника израильского народа. В то время на востоке
было распространено многожёнство, однако библейские патриархи хранят верность
одной или двум жёнам. Иаков был внуком праведного Авраама и сыном Исаака. Он
купил у своего брата Исава первородство и отцовское благословение, которые Исав
ни во что не ставил и продал за чечевичную похлёбку. Но, подумав, что кроме
благословения, Исав потерял и материальные блага, брат задумал отомстить
Иакову. Спасаясь бегством, Иаков остановился на ночлег в поле. Там во сне он
видит небесную лествицу, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт. 28:10-22).
Песнь 5
Рувима подражая,
окаянный аз, содеях бззаконный и законопреступный совет на Бога вышняго,
осквернив ложе мое, яко отчее он.
Рувим - старший из двенадцати сыновей
Иакова (Израиля), от которых произошли 12 колен Израилевых. Рувим осквернил
ложе своего отца, переспав с его наложницей. Бытие 35:21-22: «И отправился
Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Во время пребывания Израиля в
той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал
Израиль». В благословении Иаковым своих сыновей (Быт. 49, 3-4) из уст отца
вместо благословения Рувиму звучит проклятие ему за этот грех.
Исповедаюся Тебе, Христе Царю,
согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и
целомудрия.
От сродников праведная душа связася,
продася в работу сладкий, во образ Господень: ты же вся, душе, продалася еси
злыми твоими.
Иосифа праведнаго и целомудреннаго
ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными
стремленьми, присно беззаконнующи.
Аще и в рове поживе иногда Иосиф,
Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего: аз же что Тебе когда
сицевое принесу?
Иосиф - один из двенадцати сыновей Иакова
(Израиля), брат Рувима, старший сын от Рахили, родоначальник двух колен
Израилевых - Ефрема и Манассии. О житии Иосифа рассказывается в 37, 39-50
главах книги Бытия. Иосиф был любимым сыном Иакова. Братья завидовали ему и из
зависти продали Иосифа в рабство в Египет. В Египте праведный Иосиф проявляет
себя целомудренным, отказавшись стать любовником жены знатного вельможи. Разгневанная
жена вельможи ложно обвиняет Иосифа и его бросают в подземную темницу. Но
сделанное ими зло Господь обратил ко благу - за свою мудрость Иосиф был призван
правителем Египта, возвышен при дворе фараона и смог спасти семью своего отца
от голода во время засухи. Видя, какую скорбь они доставили отцу, братья Иосифа
раскаялись в своём поступке.
Песнь 6
Уклонилася
еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада
преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет.
Дафан и Авирон - израильтяне, которые восстали
против начальства пророка Моисея и первосвященника Аарона в пустыни. За это
были наказаны Господом.
Яко юница,
душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие,
вперивши деянием ум и зрением.
Ефрем - один из сыновей Иакова (Израиля),
родоначальник колена Израилева. Колено Ефремово на протяжении истории
Израильского народа проявляло непокорность повелениям Божиим и восставало
против других колен.
Рука нас
Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити,
и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси.
Моисей - пророк Божий, выведший
израильский народ из египетского плена (XIII век до н. э.) и получивший от Бога
на горе Синай заповеди для всего человечества. Чтобы уверить фараона в том, что
Моисей - посланник Божий, Господь чудесным образом сделал прокаженную руку
Моисея здоровой.
Песнь 7
Саул иногда
яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию: но
блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче царства
Христова.
Саул - первый израильский царь (2-я
половина XI века до н. э.). Был из простого рода. Был помазан пророком Самуилом
на царство, когда пошёл искать потерявшихся ослиц своего отца. Впоследствии
отступил от Бога, и Господь вместо него избрал царём Давида.
Давид иногда
Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв
прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими
делы недугуеши, самохотными стремленьми.
Совокупи убо
Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние
сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися
Богу.
Давид иногда
вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй
мя, Тебе бо единому согреших всех Богу, Сам очисти мя.
Давид - второй израильский царь (ок. 1005
- 965 до н. э.), назван Богоотцом, так как от его рода произошёл Спаситель.
Автор большей части Псалтири. В 7-й песне канона вспоминается эпизод из жизни
царя Давида, описанный во 2 книге Царств, 11-12 главах. Давид царь соблазнился
женой своего воина Урии - Вирсавией. Чтобы отобрать её у мужа, послал Урию в
опасное сражение, где тот был убит. Пророк Нафан обличил царя Давида, после
этого царь покаялся. Плодом его покаяния стал 50-й псалом, читаемый ежедневно
на богослужении. Вирсавия стала женой царя Давида. От их брака родился Соломон
- последний царь единого Израильского царства.
Песнь 8
Колесничник
Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от
земных: сего убо, душе моя, восход помышляй.
Илия («мой Бог - Яхве») - пророк
северного Израильского царства (IX век до н. э.). Во 2-й главе 4 книги Царств
описывается вознесение пророка Илии на Небо на чудесно явившейся колеснице.
Елиссей
иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя,
сея не причастилася еси благодати за невоздержание.
Иорданова
струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея
не причастилася еси благодати за невоздержание.
Елисей («Бог спасёт») - ученик пророка
Илии, пророк Израильского царства (IX век до н. э.). Пророк Елисей просил у
Илии благодать большую, чем была у его учителя, и получил её. Присутствовал при
вознесении Илии на Небо на колеснице. К ногам пророка Елисея упала милоть
(верхняя одежда) Илии, которой впоследствии Елисей чудесным образом разделил
воды Иордана, пройдя по реке как посуху (4 Цар. 2 глава).
Соманитида
иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни
странна, ни путника. Темже чертога изринешися вон, рыдающи.
Соманитида (сонамитянка) - женщина из города
Сонам в северном Израильском царстве (ныне - селение Солем), семейство которой
неоднократно давало приют странствующему пророку Елисею. По молитве пророка
Елисея у бесплодной сонамитянки родился сын, впоследствии пророк в
благодарность за гостеприимство воскрешает её ребёнка, умершего от солнечного
удара, предупреждает эту семью о приближении семи лет голода, чтобы они успели
уйти в филистимскую землю, помогает вернуть сонамитянке отнятый царём дом (4
Цар. 4:8-37; 8:1-6).
Гиезиев
подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи
поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих.
Гиезий - слуга пророка Елисея. После того,
как пророк Елисей исцелил больного проказой сирийского военачальника Неемана и
отказался от материального вознаграждения, Гиезий соблазнился имением Неемана.
Он догнал сирийского вельможу и обманом, якобы для милостыни, выпросил у него
два таланта (около 90 кг) серебра и две перемены одежд, утаив их от Елисея. В
наказание за этот грех проказа Неемана перешла на Гиезия.
Песнь 9
Моисеово
приведох ти, душе, миробытие, и от того все заветное Писание, поведающее тебе
праведныя и неправедныя: от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в
Бога согрешивши.
Моисей - см. песнь 6.
Моисеово
миробытие -
ветхозаветная книга Бытия, написанная пророком Моисеем, которая повествует о
событиях библейской истории от начала бытия мира.
Мария Цырлина