Иеромонах Филофей (Сергиев). Ответ священнику Иоанну
на вопрос о 15-м правиле Двукратного Собора
Публикуемое
ниже письмо иеромонаха Филофея (Сергиева), адресованное священнику Иоанну,
лично вопрошавшему автора о встрече Патриарха Кирилла с папой римским и
возможности прервать евхаристическое общение со своим Предстоятелем,
проповедующим ересь экуменизма, весьма актуально и может послужить
предостережением для вразумления и других верных пастырей и мирян, смущенных
последними апостасийными событиями.
Христос
посреде нас, возлюбленный о Господе брат и отец!
Встреча
Патриарха Кирилла и папы Франциска действительно подняла бурю волнений в
Русской Православной Церкви. Декларация, подписанная Патриархом всея Руси и
главой римской конфессии, почти тысячу лет назад отпавшей от Церкви, была
воспринята многими верующими РПЦ МП как предательская уния.
Признаюсь,
что и сам я в значительной мере разделяю недовольство и опасения народа Божия.
Встреча пользы никакой не принесла, да и не могла принести. А обман и лукавство
священноначалия настолько очевидны для всех, что защищать это апостасийное
событие может лишь лжец.
Все же хочу
тебе напомнить, брате, что Патриарх – это не Церковь, а человек в Церкви. И мы
веруем, что его антиканоничные действия и внедрение экуменической ереси в
церковное учение рано или поздно будут осуждены Соборами Православной Церкви,
как это было со всеми еретиками и их теориями, противными истине
Православия.
Но, как
известно, беда не приходит одна, и враг расставляет сети, не только заманивая
гуманистическими идеями объединения света со тьмой. Церковная история имеет
немало примеров того, что диавол предлагает тысячи путей в погибель. Но есть
лишь единственный путь ко спасению, и именно его необходимо выбирать.
Для всех
православных ясно, что идея объединения с еретиками-папистами, неправедно
называющими себя христианами, утопична. Все эти «декларации» никак не могут
юридически быть выше постановлений Семи Вселенских и Поместных Соборов. А
следовательно, каждый христианин не должен принимать ничего такого, что
противоречит учению Церкви и святоотеческим правилам.
Но есть и
другая опасность. Это – раскол. В чем суть раскола? Прежде всего в том, что священник
перестает возносить на Литургии имя своего правящего архиерея или Патриарха.
15-е правило
Двукратного Собора гласит: «Аще который пресвитер, или епископ, или
митрополит, дерзнет отступити от общения со своим Патриархом и не будет
возносити имя его, по определенному и установленному чину, в
Божественном Тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного
осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно
чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем,
сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений,
отступают от своих Предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство
Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с Предстоятелем ради некия ереси,
осужденныя Святыми Соборами или Отцами, когда, то есть, он проповедует ересь
всенародно, и учит оной открыто в Церкви, таковые, аще и оградят себя от
общения с глаголемым епископом, прежде соборного разсмотрения, не токмо не
подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей
православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не
расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и
разделений».
Благодарение Богу, что не оскудела
вера твоя и что сегодня еще много ревностных пастырей. Но является ли
нынешнее «эпохальное» событие – встреча Патриарха Кирилла и папы Франциска –
поводом для применения 15-го правила Двукратного Собора?
Напишу здесь
небольшое рассуждение по применению данного правила:
1. 15-е правило не означает, что
допустимо теперь вообще не поминать архиереев, т. к. Церковь не может быть без
епископа. И апостольское преемство не должно прерываться, ибо сказано, чтоврата адовы не одолеют Церковь Божию (см.: Мф. 16, 18).
Поэтому если
кто-либо перестает поминать своего Патриарха или епископа из-за ереси,
проповедуемой им открыто, то он должен обратиться к другому Предстоятелю или
епископу, чтобы не оказаться вне Церкви Божией.
Сейчас
некоторые стали возносить имя бывшего Патриарха Иерусалимской Церкви Иринея. Но
знает ли сам Владыка, который подвизается в затворе, что его поминают как
полномочного Патриарха? Весьма сомнительно, потому что епископ-затворник
находится на покое. Конечно, от Престола он был отстранен незаконно, но все же
в данное время не занимается церковными делами и, думаю, вряд ли благословит
создавать новую «церковь», отдельную от его Поместной Иерусалимской.
В любом
случае, брат, если ты решил поминать его, то прежде всего необходимо
согласовать с ним этот вопрос. Иначе твое решение окажется самовольным и,
несомненно, приведет к расколу, прикрываемому самооправданием.
2. Безспорно, встреча Патриарха с
папой – знаковое, апокалиптическое событие, а принятая на ней Декларация –
исповедание еретического экуменизма. Но ереси и отступления высоких иерархов –
не новость, этими кознями сатана уже два тысячелетия покушается поколебать наш столп
и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). И были в истории Церкви не менее
серьезные испытания, однако Святые Отцы боролись и полагали жизни за веру, а не
уходили в раскол.
Не стану
приводить в пример события III–IV веков, лучше расскажу тебе о наших современных
светочах Православия – старцах Кирилле (Павлове), Иоанне (Крестьянкине), блаженном
старце Николае Гурьянове, Савве (Остапенко), Серафиме (Тяпочкине) и иных.
Ведь они застали период кипучей деятельности основоположника и открытого
проповедника ереси экуменизма в Русской Православной Церкви митрополита
Никодима (Ротова), который стремился подчинить ее Ватикану.
Общеизвестно,
что митрополит Никодим служил вместе с католиками и причащал их, а также
«благословлял» православным принимать «таинства» в католических костелах. И
по его инициативе в 1969 году Синод РПЦ МП даже издал антиканоничное
постановление о возможности участия еретиков и раскольников – католиков и т. н.
«старообрядцев» – в православной Евхаристии. Этот безпрецедентный акт под
названием «Допущение к Святым Таинствам Православной Церкви старообрядцев и
католиков» гласил: «Определение Священного Синода от 16.12.1969. Имели
суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в
Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств. Постановили: В
порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики
обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это
не возбраняется» (ЖМП. 1970. № 1. С. 5).
А в
прилагавшемся к нему «Разъяснении» митрополита Никодима ересь экуменизма
исповедовалась еще более дерзко, чем в Декларации Патриарха Кирилла и папы
Франциска: «Решение Священного Синода, как мы надеемся, будет иметь значение
и окажет доброе влияние на укрепление братских отношений Русской Православной
Церкви с Церковью Римско-Католической и Старообрядчеством и таким образом
облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству,
заповеданному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его всесвятое Имя»(Там же. С. 25).
Однако никто
из вышеупомянутых старцев тогда, в 1970-е годы, не ушел из Церкви и не прекратил
поминать Патриарха за богослужениями. Да, еретическим циркулярам старцы не
подчинялись – не «давали святыни псам» (см.: Мф. 7, 6), не
молились вместе с папистами, а старались соблюдать святые каноны и традиции,
подавая пример всем верным. И в результате наша Церковь устояла, Господь
Сам покарал предателя Православия – Ротов скоропостижно скончался во время
аудиенции у римского папы в Ватикане в 1978 году. И после его смерти, позорной
для православного иерарха, Синод издал новое определение, где констатировалось,
что никодимовская практика «интеркоммуниона» «не получила развития» в храмах
РПЦ и потому отменяется (см.: ЖМП. 1986. № 9. С. 8).
Посмотри
также, брате мой, на монахов Святой Горы Афон. Разве их Патриарх Варфоломей не
встречался с папой? Разве он не проповедует ересь экуменизма? Но святогорцы
практически все его поминают, при этом не соглашаясь с вероотступничеством, не
принимая ни нового календарного стиля, ни участия в братаниях и сослужениях с
римо-католиками.
Если
«восьмой собор» своими решениями обяжет нас перейти на новостильный календарь –
мы продолжим служить по старому, святоотеческому. Если постановят сократить
посты или объявят их необязательными (что по сути уже сделано в соборном
проекте с лукавым названием «Важность поста и его соблюдение сегодня») –
постараемся держаться Типикона, а в случае послаблений – укорять себя и каяться
на Исповеди. Скажут, что католики – не еретики (а фактически это следует из
папско-патриаршей Декларации), – будем исповедовать и проповедовать учение Святых
Отцов о том, что «латиняне – не суть христиане» (преп. Паисий
(Величковский)) и что «нет Жизни Вечной живущим в вере латинской» (преп.
Феодосий Печерский).
И еще раз
замечу: надо помнить всегда, что глава нашей Церкви – не Патриарх Кирилл или
кто-то другой из смертных людей, а Сам Господь наш Иисус Христос, Вечный,
Неизменный, Всемогущий Бог, Творец и Промыслитель Вселенной, Победитель смерти,
ада и диавола. Аминь.
С любовью о Господе,грешный и.м. Филофей
См. также: Второй ответ
иеромонаха Филофея священнику Иоаннуна вопрос о 15-м правиле Двукратного
Собора
Иеромонах Филофей (Сергиев). Третий ответ священнику Иоанну на вопрос о
15-м правиле Двукратного Собора