Все знают, что необходимо почитать
родителей, но не у всех это получается. Почему так сложны бывают отношения
между поколениями, как вести себя с «плохими» родителями и можно ли почитать
старших, не любя их? Об этом и многом другом беседовала Ольга Протасова с
клириком храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова священником Ярославом
Коздринем
- В Ветхом Завете
пятая заповедь - о почитании родителей - открывает указания о том, как нужно
строить взаимоотношения с людьми. Первые четыре заповеди посвящены
взаимоотношениям с Богом. Эта иерархия, надо полагать, не случайна. Почему так
важны именно правильные взаимоотношения с родителями?
- В этой иерархии явлена
Божественная педагогика: мы воспринимаем Бога как Отца - с почитания родителей
начинается почитание Бога. Отношения с родителями - это некая основа, на
которой строятся все остальные отношения человека с окружающими и которая
позволяет нам оставаться людьми в пространстве культуры и цивилизации. Если
рушится эта ступень, то мы попадаем в какое-то пространство антиутопии, когда
отношения отцы-дети напрочь убиты. В принципе все заповеди нацелены на то,
чтобы, прежде всего, сделать человека человеком, и на библейском примере Хама
мы видим, что происходит, когда заповедь чтить отца и мать нарушается.
- Пятая заповедь
отличается от других тем, что в ней содержится еще и обещание: если будешь
почитать родителей, продлятся твои годы. Почему такая взаимосвязь?
- Если мы пройдемся по
кладбищу и посмотрим на памятники, где обозначены годы жизни усопших, то
поймем, как же мало стало долгожителей. И в то же время много стало людей,
живущих обособленно, оторвано от своей семьи и родственников. Человек, который
противится тому, чтобы исполнить сыновний долг и взять на себя крест семейных забот,
действительно зачастую мало живет. А если пообщаться с долгожителями, то
наверняка мы услышим о жизни трудной, но о жизни, проникнутой почитанием
старших. Моя бабушка, которой сегодня за 80 лет, часто повторяет, что она
счастливый человек, потому что на ее руках умерли ее отец и мать. Она исполнила
свой долг любви по отношению к своим родителям. Каждый человек может
рассмотреть историю своей семьи и найти примеры, подтверждающие, что
действительно Господь за заботу о родителях награждает человека долгими годами
жизни.
Если
нет любви...
- Попрошу Вас
раскрыть смысл слова «почитание», потому что современные люди очень редко его
понимают правильно. Под этим может скрываться что угодно: кто-то считает, что
почитание - это безоговорочное подчинение, кто-то, что необходимо заботиться о
материальной стороне жизни родителей, но при этом не обязательно уважать их
мнение. И далеко не каждому человеку удается любить своих родителей...
- Почитание родителей может
быть различным, поскольку и мы все очень разные: кто-то способен на
эмоциональные проявления чувств, кто-то по природе своей очень сдержанный. Но
если такой человек стремится к тому, чтобы его родители жили, ни в чем не
нуждаясь, в чистоте, тепле, уюте, - это уже некий достаточный минимум
проявления сыновней любви. Сложно предъявить какие-то единые требования ко
всем, но если все-таки попробовать обобщить, практически мы все понимаем
почитание как прежде всего любовь и уважение к родителям. А еще как то, что
человек родителей своих признает и принимает. Бывает, люди всю жизнь носят
обиду в сердце на мать или отца и, понимая умом, что они должны родителей
почитать, говорят: не могу простить. А без прощения - и любви не получается.
Что тут сказать? Если у человека нет ноги, его не заставишь идти быстрее. И если
у человека нет дара искренней любви по отношению к своим родителям, нельзя от
него этого требовать. Пусть он хотя бы заботится о них, исполняя свой долг. Ты
можешь не любить своего родителя, но ты должен сохранять его достоинство.
Конечно, здесь мы говорим не о норме жизни, а о том, что может быть терпимо по
жестокосердию нашему.
- Почему нам так
трудно это дается?
- Мы разучились проявлять
заботу о близких. В современном мире люди разделены. Дети вырастают,
обзаводятся своими семьями, и старики остаются одни. Раньше под одной крышей
жили несколько поколений: дети видели, как их родители заботятся о бабушках,
дедушках, и усваивали этот опыт. А сегодня у кого учиться? Помните, у
Грибоедова в «Горе от ума»: «Где? укажите нам, где Отечества отцы, которых мы должны
принять за образцы»… Наверное, нам всем надо умолять Бога, чтобы Он помиловал
нас и дал такие образцы.
Закрыть глаза
- Родители бывают
разные. Как быть с пятой заповедью, если отец пьет или мать бросает своего
ребенка в роддоме? Таких родителей почитать очень сложно.
- Что бы с родителями ни
происходило, это не снимает с нас долга по отношению к ним. Вспомним тот же
библейский пример с Ноем, который, напившись вина, лежал обнаженный, но его
сыновья Сим и Иафет, в отличие от Хама, не посмеялись над ним, а, отведя
взгляд, прикрыли его наготу. Это и есть пример правильного отношения к родительским
недостаткам, ошибкам, грехам.
- То есть такой
постановки вопроса: у меня плохие родители - в принципе быть не должно?
- Конечно, так рассуждать -
это противоречить Божиему замыслу. Если человек никак не может с этой ситуацией
справиться, надо подойти к ней практически и рационально: «А что мне эти
рассуждения-осуждения дают? Вот я знаю, какие мои родители. Но что я сделал для
того, чтобы быть не таким, а другим, чтобы в себе побороть качества, которые от
них, возможно, унаследовал?» Да, обиды остаются, но, мне кажется, очень важно
закрыть глаза, как Сим и Иафет, на грех отца или матери, и этим как бы отсечь
негативный прошлый опыт и постараться самому стать другим ради своих детей. Мы
часто говорим, что человек - это образ Божий, но затемненный грехами,
страстями, и, тем не менее, в каждом человеке этот образ Божий надо постараться
увидеть. Так почему же не попытаться увидеть этот образ в том, кто к тебе ближе
всех - в своем родителе?
- Порой слышишь от
человека, что это его родители виноваты в том, что он неудачник: образование
они ему не дали, любви и тепла не дали, жизнь сломали, не разрешив жениться на
любимой девушке, и так далее...
- Знаете, Федор Достоевский
однажды в письме объяснял, чем отличается коммунист от христианина. «Кстати,
маленькую параллель: христианин, т. е. полный, высший, идеальный, говорит: „Я
должен разделить с меньшим братом мое имущество и служить им всем". А
коммунар говорит: „Да, ты должен разделить со мною, меньшим и нищим, твое
имущество и должен мне служить". Христианин будет прав, а коммунар будет
не прав». Эта позиция человека транслируется на все стороны его жизни.
Вспомните притчу о блудном сыне, когда старший сын возмутился: вот я всегда с
тобой, а ты! Неспособность подняться над своим эгоизмом разрушительна для человека.
По-настоящему духовно мы начинаем жить только тогда, когда забываем о себе. А
когда человек замыкается на какой-то своей внутренней проблеме, начинаются все
другие беды - уныние, отчаяние, ощущение, что все вокруг виноваты.
- Как относиться к
родительскому контролю? Например, дочь давно взрослая, а мама продолжает ее
«воспитывать». Критикует, заставляет отчитываться о каждом шаге. И при этом
говорит: ты обязана мне подчиняться, я твоя мать. А у дочки у самой уже двое
детей. Отношения между ними очень напряженные. Мама права?
- Нельзя однозначно ответить,
права мама или нет. Если разбирать эту ситуацию, то, наверное, окажется, что
поведение мамы - это неготовность признать, что ребенок вырос, у него своя
жизнь и не она этой жизнью распоряжается. Но человека в зрелом возрасте очень
трудно перевоспитать, особенно если это пытаются делать собственные дети.
Практически всегда такая попытка будет обречена на неудачу. Однако бывают в
жизни ситуации, на которые нет прямого ответа. И ваш вопрос из такого же разряда:
когда мы действительно не знаем, как правильно поступить, мы можем только
молиться, чтобы Господь вразумил и направил. В любом конфликте есть вина и
одной, и другой стороны. Хватит мудрости маме что-то пересмотреть в себе -
слава Богу, не хватит этой мудрости - значит, надо постараться прикрыть этот
грех. Это же нетрудно: позвонить, отчитаться, послушаться ее в чем-то? Знаете,
когда наш близкий простужается, он чихает, сморкается, это неприятно, но нам
эта ситуация понятна - человек болеет, и мы готовы это потерпеть. Но ведь и
тот, кто на нас раздражается, нас отчитывает, нас критикует, тоже болен. Только
болезнь другого рода - духовная. Это тот же насморк, и надо потерпеть эту
немощь другого человека, тем более что и у нас найдутся такие грехи, с которыми
нас наши близкие терпят.
Школа
семейной жизни
- Ветхозаветная
заповедь о почитании родителей входит в некое противоречие с тем, что говорит
апостол: оставит
человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Мф. 19, 5)? Очень часты конфликты
между супругами и родителями супругов - не в этом ли противоречии причина?
- Никакого противоречия нет.
Да, в браке два человека соединяются, создается новая семья, и ее интересы для
супругов приоритетны, но это не отменяет необходимости относиться с уважением к
родителям. Причем не только к своим, но и к родителям супруга. Зять может не
любить свою тещу, но он обязан ее уважать. И так же должна поступать невестка
по отношению к свекрови, если супруги хотят, чтобы их жизнь была благополучна. Мне
очень нравятся красивые слова молитвы из последования Таинства венчания о
воспитавших жениха и невесту родителях: «Помяни, Боже, и воспитавшыя их
родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Молитва родителей
в основе новой семьи, а не достаток, карьера и тому подобные вещи. Таинство
венчания помещает новую семью в один смысловой ряд со всеми праведниками
Ветхого Завета. Помните эту цепочку? Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка и другие
праведники из Священной истории. Это перечисление дается, чтобы человек
понимал, что его праотцы прошли этот путь и теперь этим путем предстоит идти
им. Семья - это великая школа, которая, в том числе, готовит человека к вечной
жизни. Другое дело, хотим ли мы эту школу проходить и учить ее уроки.
Источник: Православие и современность