Митрополит Меглисский и Тетрицкоройский Анания Джапаридзе
(Грузинская Православная Церковь) 14 октября, комментируя новость о признании
Священным Синодом Элладской Церкви автокефалии неканоничной Православной Церкви
Украины Первому каналу Грузинского телевидения, заявил: «Мы всегда поддерживали
украинскую автокефалию и независимость... Это не случится через день или два.
Нам понадобилось 100 лет, чтобы восстановить грузинскую автокефалию, которую
отняла у нас Россия и еще 50 лет, чтобы Россия признала её, а затем и Всемирный
Патриархат. Можно сказать, что на восстановление автокефалии нам потребовалось
два столетия, можете себе это представить?! Это процесс, который может длиться
не один и два года, а десятилетия. Главное, чтобы украинский народ этого хотел»,
– передает ИА REGNUM.
При чтении сего неожиданного заявления человеком,
незнакомым с историей Иверии, может создаться впечатление, будто Россия
оккупировала беззащитную Грузию и отобрала автокефалию Грузинской Православной
Церкви. Однако, благодаря мужеству и настойчивости ее народа в двухсотлетней
неравной борьбе грузины одержали победу и возвратили себе церковную
автокефалию.
Однако, если мы обратимся к истории вопроса, то обнаружим,
что никакой оккупации не было. Грузины несколько десятилетий умоляли Русских
Царей принять их в свое подданство. Причем представители Церкви, такие как
Католикос Антоний I и его выдвиженец архимандрит, а потом архиепископ Гаий
Токаов сыграли в присоединении Грузии к России одну из ключевых ролей.
Одним из первых обратился к России за защитой от Турции и
Ирана царь Картли и Кахети Ираклий II (1762-1798). Императрица Екатерина II в
это время воевала с Турцией и не могла послать в Грузию значительные воинские
силы, почему его прошение не было уважено. Однако теснимый персами и турками
Ираклий продолжал стучать в двери Российской империи, прося взять свое царство
под покровительство. В итоге в 1783 г. его чаяния исполнились. Ираклий подписал
с Россией Георгиевский трактат, устанавливающий российский протекторат над
царством Картли-Кахети в обмен на военную защиту России. Однако в 1787 году,
когда началась очередная русско-турецкая война, Ираклий подписал с турками
сепаратный мир, что было нарушением 4-го артикула Георгиевского трактата. В
связи с этим российские войска вышли из Грузии, оставив ее защищаться
собственными силами. В 1795 г. иранский шах Ага Мохаммед-хан Каджар вторгся в
Грузию разгромил грузинскую армию и разорил Тбилиси. Под угрозой уничтожения
оказалось само существование Картли-Кахетинского царства (ни о какой Грузии тем
более в ее нынешних границах тогда еще не было и речи), его Церкви и народа.
Единственным спасением руководство государства и Церкви видело вхождение в
состав России.
«После смерти Ираклия II в Грузии началась война за
наследование престола, и один из претендентов обратился к России за помощью. 8
января
1801 года Павел I подписал указ об присоединении Картли-Кахети к
Российской империи» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Грузия_в_составе_Российской_империи).
На этом Персия не успокоилась и России пришлось вести с
ней войну. В 1805 г.Русская армия победила персидские войска при реке
Аскерани и у Загама, предотвратив этим повторное разорение Тбилиси.
Во всей этой истории видно, что Русские Цари, принимая Картли-Кахети
в состав своей Империи руководствовались не какими-либо корыстными
побуждениями, а исключительно заповедью Божией о любви к ближним, защитив ценой
крови своих воинов грузин от геноцида. Тогда же Грузинская Церковь была
включена в состав Российской Церкви на правах экзархата, утратив свою
автокефалию.
За столетие с небольшим Русская Церковь открыла в Грузии
две семинарии, несколько епархиальных женских училищ и сотни церковно-приходских
школ, учреждено «Братство Пресвятой Богородицы», упорядочена церковная жизнь,
повышено качество духовного образования, восстановлены из руин древние
монастыри и монашеская жизнь, учреждены миссии среди язычников и номинальных
христиан, отпавших от веры предков, а также значительно повышен уровень жизни
грузинского духовенства. Т.о. приняв Грузинскую Церковь в руинах Русская
Церковь ее возродила.
Заслуживает также внимания, при каких обстоятельствах
произошло восстановление автокефалии Грузинской Церкви. К концу XIX столетия в
среде грузинского духовенства началось движение за восстановление автокефалии.
Оно шло нога в ногу с революционным движением, в котором активнейшее участие
примали грузинские сепаратисты. Причем методы, избранные автокефалистами для
достижения цели были, мягко говоря, не христианскими. В частности были убиты
ректор Тифлисской семинарии протоиерей Павел Чудецкий (1844-1886) и экзарх
Грузии архиепископ Никон (Софийский) (1861-1908). Наконец, после февральского и
октябрьского переворотов в России, Грузия провозгласила независимость, а
Грузинская Церковь – восстановление автокефалии.
Со светской точки зрения в данном случае грузины
поступили практично. По-современному это называется кинули русских,
попользовались Россией, ее ресурсами, поднялись из руин, окрепли, а от
возвращения долгов и исполнения своих обязательств отказались. Обмануть и
бросить – это типичный западный прогматичный подход.
Однако если мы посмотрим на данную ситуацию в свете
Закона Божия, как подабает православным христианам, то сразу же поймем, что
Грузия поступила не благородно и не благодарно – не по любви. Будучи
облагодетельствована Россией, спасена ею от физического уничтожения и духовной
смерти, она отплатила ей черной неблагодарностью. И до сих пор продолжает
поливать грязью в лице своих представителей как светских, так и духовных,
таких, как уважаемый митрополит Анания.
Но если от политиков и чиновников по нашим временам
требовать знания Закона Божия не приходится, то от митрополита слышать такое
как-то странно, ибо это не по совести и не по заповедям Божиим. Поддерживая
врагов Русской Церкви, грузинский иерарх нарушает заповедь Христову о любви к
ближним. Это как-то не по-православному и не по-христиански.
Из
редакционной почты