За две тысячи лет существования Церковь Христова
выработала церковные каноны, которые четко регламентируют действия
священноначалия в случае впадения какого-либо христианина в ересь или раскол.
Еретика
после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился
и грешит, будучи самоосужден, – говорит святой Павел
(Тит 3, 10). Опираясь на эту заповедь апостола, святые отцы определили порядок
поведения в отношении заблуждающихся. Обычно при возникновении того или иного учения,
искажающего Православную веру, собирался собор поместный или Вселенский, в
случае широкого его распространения. На соборе разбиралось учение и
устанавливалась истина по данному вопросу. После этого предпринимались попытки
склонить еретика к покаянию в заблуждениях и признанию православного учения.
Когда же он упрямился и упорствовал, тогда его отлучали от Церкви и предавали
анафеме. Таков образ действия Церкви первого тысячелетия. Достаточно
ознакомиться с историей Вселенских соборов, чтобы в этом убедиться.
Во втором тысячелетии порядок не изменился. Вплоть до
начала ХХ века и даже до его середины для обсуждения заблуждений созывались
соборы или архипастырские совещания, на которых разбирались лжеучения современности
и им давалась церковная оценка. Последнее такое собрание состоялось в Москве в
1948 г., когда на Всеправославном совещании дана была православная оценка лжеучению
экуменизма и выработано отношение к нему Православной Церкви.
Однако во второй половине ХХ века в среде священноначалия
автокефальных Православных Церквей под влиянием экуменических идей начинается
отход от данной святоотеческой модели. Церковное законодательство было признано
устаревшим и задвинуто на задний план. Его место заняли различные модернистские
циркуляры сомнительного качества и авторитета. Все это привело к нынешнему
кризису межправославных отношений, когда Константинопольский Патриархат начал
творить церковный беспредел.
Не
понимая этого, некоторые западные теологи стали предлагать самые дикие средства
для выхода из кризиса. В частности, в статье «Вечный
поиск баланса. Почему вновь актуальна проблема отношений государства и
религии»почетный профессор
Института философии права Венского университет Рихард Потц отмечает, что «старые
каноны, созданные в совершенно других церковных и политических условиях первого
тысячелетия, не дают четких ответов на сегодняшние вопросы, что, к сожалению,
часто ведет к противоречивым трактовкам».(https://globalaffairs.ru/number/Vechnyi-poisk-balansa-19961)
Сам ли почтенный профессор виноват в том, что не знаком с
каноническими кодексами Православной Церкви или его учителя, сказать
затруднительно. Только ясно, что Р. Потц, мягко говоря, не в теме. На самом
деле все наоборот.
Современный кризис связан с тем, что большинство иерархов
противозаконно освободили себя от исполнения церковного законодательства,
которое дает четкие ответы на все вопросы, в том числе связанные с нынешним
церковным кризисом. Очевидно, что выход состоит в возвращении к
всестороннему соблюдению священных правил.