11 февраля состоялось заседание священного Кинота Святой
горы Афон, на котором обсуждался вопрос о т.н. «украинской автокефалии».
Заседание происходило за закрытыми дверями. По его окончании одни из
участников, который не назвал своего имени, рассказал греческому
информационному агентству «Ромфея» о его ходе и итогах. По его словам,
происходили горячие дебаты между представителями монастырей, которые признают и
теми, кто не признает легализацию раскола Стамбулом. При этом источник «Ромфеи»
обрисовал своему собеседнику известную всем ситуацию с неожиданной для
православной традиции позиции, которую, очевидно, занимает не он один, а
значительное число грекоязычных насельников Святой горы.
В частности, он заявил, что якобы эллинизм и
Константинопольский Патриархат подверглись незаслуженному нападению и
оскорблению со стороны неких агрессоров, под которыми, очевидно,
подразумевается Русская Православная Церковь. Как иначе понимать следующие его
слова, приводимые «Ромфеей»: «эллинизм и Вселенский патриархат
встретились с сопротивлением в Православии»? «Мы остаемся на стороне Вселенского патриархата и мы не
потерпим его унижения. В этом случае (Украины - ред.) также оказалось, что у
эллинизма и Вселенского патриархата есть первенство в православии». «Мы хотим
сохранить мир и единство Церкви. Но, как святогорцы, мы не допускаем, чтобы
эллинизм и Вселенский патриархат были оскорблены кем-либо».
Поразительные высказывания. Здесь ключевыми являются
слова «эллинизм» и «первенство эллинизма и Вселенского патриархата в
Православии». Очевидно, что здесь под эллинизмом подразумевается греческий мир.
Весьма показательно также, что данное понятие стоит на первом месте. Вселенский
патриархат хвостиком следует за греческим миром, в непогрешимости учения и
действий которого кто-то посмел усомниться. Какая-то совершенно сюрреалистичная
картина. Что-то неладное творится в умах и сердцах некоторых грекоязычных святогорцев,
забывших базовые нормы церковного учения.
Ни у кого нет никаких сомнений в том, что греческий мир
имеет право на существование. Мы уважаем его церковные и государственные
границы, а также законы внутреннего самоуправления. Мы любим византийских
святых отцов, их жития и писания. Мы восторгаемся византийской иконописью и
песнопениями. Мы познаем церковное законодательство по толкованиям великих
визнатийских канонистов. Одним словом, мы благодарны православным византийцам,
которые просветили нас светом Христовой веры. Однако мы вместе с великим
греческим святым Марком Ефесским не одобряем греческих предателей, которые
продали во Флоренции Православие за чечевичную похлебку дешевых папских
обещаний. Вместе со великим греческим старцем Филофеем (Зервакосом) и
святогорскими подвижниками мы осуждаем новостильное отступление
Константинопольских патриархов от Православия. Мы не приемлем также изобретенную
патриархом-масоном Мелетием (Метаксакисом) теорию «восточного папизма»,
согласно которой фанариотским патриархам якобы принадлежит какое-то первенство
власти в Православии.
Короче говоря, то, что согласно с Православной верой,
принятой нами от великих Апостолов славянства греков по национальности Мефодия
и Кирилла, мы принимаем. А то, что не согласно с ней, мы отвергаем, как ересь,
от кого бы это ни исходило: от латинян, греков или же ангела с неба (Гал. 1, 8).
И здесь греческий мир ни при чем.
Что касается первенства Вселенского патриарха, то, согласно
3-му правилу Второго Вселенского Собора он имеет лишь первенство чести. В
пределах же других автокефальных Церквей, как это следует из 2-го правила того
же Собора, а наипаче из 8-го правила Третьего Вселенского Собора, он не имеет
никакого первенства власти и в случае Украины является обычным церковным
преступником, нарушившим канонические правила, запрещающие распоряжаться епископам,
в том числе предстоятелям Поместных Церквей в пределах другой Поместной Церкви.
Впрягшись без приглашения Московского Патриарха в
церковные дела области, находящейся под его юрисдикцией, Стамбульский патриарх
не просто оскорбил Русскую Церковь, а фактически развязал против нее церковную
войну без объявления, как в свое время Гитлер против Советского Союза. Поэтому
прежде Варфоломей оскорбил и ограбил Русскую Церковь, а потом уже Русская
Церковь приняла в отношении его соответствующие меры. Когда агрессор получает
сдачи, это обычное дело. Неужели он ждал, что в него в ответ полетят цветы и конфеты?
Если Константинопольскому патриарху и его
единомышленникам из патриархата не хочется унижения, тогда не стоит совершать
поступки, заслуживающие унижения. И если глава патриархата погрешает, то любовь
к нему состоит не в том, чтобы утвердить его в ошибочном образе действий, а в
том, чтобы отвратить от пути погибели и направить на путь истины. И если один
видный представитель эллинизма погрешает, то эллинизму следует не приписывать
на свой счет последствия его безумных действий, а самому пресечь безумие. В
противном случае эллинизм становится сам повинен в том безумии, которое своими
действиями поддержал. Так нас учат и Божеские законы, и элементарная
человеческая справедливость.
Если же у некоторых святогорцев утратилось понимание того
и другого, что следует из озвученных собеседником «Ромфеи» идей, высказанных на
заседании Кинота, тогда мы являемся свидетелями их падения, серьезной духовной
деградации, а также помрачения разума, который порождает чудовищные идеи. Им в
пору не в Киноте заседать и духовные вопросы решать, а
ложиться в больницу или же ехать на отчитку к о. Герману.
Источник:
Редакционная почта