Как сообщает
сайт Румынского Патриархата, состоявшийся 24 мая 2018 г. Синод избрал двух
епископов на вакантные кафедры Бессарабской митрополии. Архимандрит Вениамин
(Гореану) был избран епископом епархии Южной Бессарабии, а викарный епископ
Кишиневской епархии Антоний (Телембич) назначен епископом Бельцким. На Синоде
также обсуждался украинский вопрос. Как эти вопросы связаны между собой и чего следует
ожидать от румын?
Проблема
состоит в том, что все эти кадровые назначения румынский Синод сделал в города,
расположенные в Молдове, на канонической территории Русской Православной
Церкви. Речь идет об относительно старом юрисдикционном споре между двумя
Церквями. Как известно, Православная Церковь Молдовы имеет статус
самоуправляемой в составе Московского Патриархата. Но с 1992 г. на территории
Молдовы действует так называемая Бессарабская митрополия, учрежденная Румынской
Церковью при полном игнорировании позиций РПЦ. При том, что еще в 1945 г. РумПЦ
в лице Патриарха Никодима (Мунтяну) официально подтвердила легитимность
восстановления над Кишинёвской епархией юрисдикции РПЦ.
Складывается
впечатление, что руководство Румынской Православной Церкви не особо дорожит
хорошими отношениями с РПЦ. При том, что в последнее время поводов для
оптимизма в развитии двусторонних отношений было несколько. Так, в октябре 2017
г. предстоятель РПЦ, Патриарх Кирилл, посетил Румынский Патриархат. А в декабре
2017 г. Патриарх Даниил принял участие в торжествах, приуроченных 100-летию
восстановления патриаршества в Русской Церкви. Однако решения румынского Синода
не способствуют нормализации отношений между двумя Церквями. Примечательно, что
решение Синода последовало всего через 6 дней после того, как Румынскую
Православную Церковь посетил глава ОВЦС Московского Патриархата митрополит
Иларион, который обсудил с патриархом Даниилом «вопросы двустороннего
взаимодействия».
Почему в
Румынии приняли такое решение? Да еще и 24 мая, в день памяти свв.
равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздник славянского единства, особо
почитаемый в православных церквях Центральной и Восточной Европы. Вероятно,
дело не только в том, что Румынская Церковь живет по новому стилю, да и сам праздник
не обладает для нее такой значимостью, как для славянских Церквей.
Данное
решение Синода было вызвано несколькими причинами, как церковными, так и сугубо
политическими, имеющими определенные следы русофобии.
Прежде
всего, Румынский Патриархат за счет расширения сети приходов и количества
духовенства Бессарабской митрополии на территории Молдовы усиливает свое
влияние в регионе и всячески содействует политике Бухареста, направленной на
интеграцию Молдавии в состав Румынии. Унионистские настроения, доминирующие в
румынском обществе, вызваны не только обостренным национальным чувством, но и
социально-экономическими причинами. К примеру, в Румынии остро стоит вопрос
оттока населения в страны Западной Европы. Согласно данным ООН, в течение 15
лет, с 2000 по 2015 гг. из страны уехало около 3,4 млн человек (15% населения).
По этому показателю Румыния стоит на 2 месте в мире после Сирии. Эмиграция
приобрела существенные масштабы после вступления Румынии в ЕС в 2007 г.
Замещать трудоспособное население в Бухаресте планируют гражданами Молдавии,
которым обещают легкий путь в Европу в случае успешной интеграции двух
стран.
Церковь
активно поддерживает такой курс властей. В качестве примера из недавнего
прошлого можно привести участие высшего руководства Румынского Патриархата в
официальных мероприятиях, прошедших на высоком государственном уровне в марте
2018 г. и посвященных 100-летию вхождения Молдавии в состав Румынии.
Похоже, что
в РумПЦ унионистские интересы превалируют над церковными. Такой вывод
напрашивается особенно с учетом того, что Патриархат стремится установить свой
контроль и над областью Банат, которая расположена в Сербии и в которой
проживает несколько десятков тысяч румын, из-за чего Сербский Патриархат
неоднократно угрожал разрывом канонического общения с РумПЦ.
В решениях
Синода заслуживает внимание еще один важный момент. На нем обсуждался
украинский вопрос. Очевидно, что речь шла о намерениях Константинопольского
Патриархата вмешаться в церковный кризис на Украине и легализовать раскол. Либо
путем предоставления автокефалии/автономии одной из раскольнических церквей или
несуществующей «Единой поместной церкви». В любом случае, греки грозятся
учредить параллельную юрисдикцию, вместе с уже существующей, канонической и
общепризнанной Украинской Православной Церковью, которая находится в
каноническом единстве с Московским Патриархатом.
Какое
решение принял Синод, неизвестно. По крайней мере, официальный сайт РумПЦ об
этом молчит. Однако назначение новых епископов в Бессарабскую митрополию,
актуализация давней и неразрешенной юрисдикционной проблемы, полностью
соответствует схеме создания параллельной юрисдикции на Украине. Румынскому
Патриархату выгоден украинский сценарий и он, вероятно, будет поддерживать
Фанар. Румыны, подобно фанариотам, заинтересованы в пересмотре канонических
границ и отказе от ранее взятых на себя обязательств. И, похоже, что в
Румынской Патриархии готовы принести в жертву межцерковный мир в угоду
узконациональным интересам.
Андрей
Александрович Серебрич, публицист
Источник: http://ruskline.ru