Для скорейшего продвижения униональных процессов между
Римом и Константинополем 7 декабря 1965 года патриарх Константинопольский Афинагор и папа Римский Павел VIобъявили о «снятии анафем» 1054 года (как известно, в 1054 году папа Лев IX
провозгласил анафему православным; в свою очередь Константинопольский патриарх
Михаил I (Керулларий) (1043–1059) и его Св. Синод предали анафеме папистов).
В Риме в последний день
работы Второго Ватиканского Собора, в день памяти св. Амвросия Медиоланского,
был обнародован текст совместной Декларации Римско-Католической и
Константинопольской Православной Церквей по случаю взаимного снятия анафем 1054
г. Совместная работа комиссий Константинопольского Патриарха Афинагора и Папы
Римского Павла VI, выработавших текст этой декларации, проходила в Стамбуле
22–24 ноября 1965 года. Экуменические деятели и филокатолики нередко ссылаются
на факт снятия 7 декабря 1965 года взаимных анафем 1054 года папой Павлом VI и
Константинопольским патриархом Афинагором.
Приведем текст послания Патриарха Афинагора:
Послание
патриарха Афинагора I
Афинагор,
милостью Божией Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский
Патриарх.
Во имя святой, единосущной,
животворящей и нераздельной Троицы! «Бог
есть любовь» (1 Ин. 4,8); любовь является признаком,
характеризующим учеников Христа, данным от Бога, силой, объединяющей Его
Церковь; в любви – начало мира, согласия и порядка, как вечного и великолепного
проявления Святого Духа.
Необходимо, следовательно, чтобы те, которым Бог доверил
попечение о Своих Церквах, приняли заботу об «узах совершенства» (Кол. 3,14) и ими
пользовались с большим вниманием, заботой и старанием.
И если мы уже поняли, что
любовь охладевает, а единство в Господе разбивается, то необходимо избавиться
от этого зла и найти от него лекарство.
В 1054 году, по таинственному
попущению Божиему, на Церковь сошла буря: отношения между Церквами Рима и
Константинополя подверглись испытанию, а любовь, которая удерживала их в
единстве, оказалась так сильно раненной, что в лонах Церквей Божиих появилась
анафема; легаты Рима – кардинал Гумберт и те, которые были с ним, предали
анафеме патриарха Михаила Керуллария и двух его сотрудников; в свою очередь,
патриарх вместе со своим Синодом предал анафеме послание легатов Рима, а также
сотрудников. Необходимо было, следовательно, чтобы Церкви Рима и
Константинополя, наследуя доброту и любовь Бога к людям, вновь рассмотрели
вместе эти факты и установили мир.
Но так как сегодня проявилась
доброжелательность Бога к нам, указывая путь примирения, особенно во взаимном
усердии, благословенном и плодотворном, как со стороны Старого, так и нашего
Нового Рима, в развитии братских отношений, решено приступить к исправлениям
мнения о прошедших событиях и преодолеть в той степени, насколько это возможно
для каждой из Церквей, накопленные препятствия, которые могут быть устранены; и
это через развитие, возрастание, созидание и практику любви.
Таким образом, мы, вместе с
уважаемыми и высокочтимыми митрополитами, возлюбленными братьями и
сослужителями во Христе, воспользовавшись угодным Господу моментом, собрались
на Синоде и после дискуссий на эту тему, осознавая, что подобного мнения
придерживаются и в Риме, постановили предать забвению и упразднить
вышеупомянутую анафему, которую объявил патриарх Константинопольский Михаил
Керулларий со своим Синодом.
Следовательно, мы заявляем письменно, что анафема,
объявленная канцелярии Римской Церкви в году спасения 1054 в июле месяце VII
индиции, является с этого момента преданной забвению и удаленной из Церкви,
по милосердию Божиему, Который, молитвами Пресвятой нашей Владычицы Богородицы
и Приснодевы Марии, святого славного Первоверховного Апостола Петра, святого
славного Апостола Андрея Первозванного и всех святых, желает примирить Церковь,
сохраняя мир во веки веков.
В знак вечной памяти и
постоянного свидетельства настоящий Патриарший и Синодальный Акт издан, занесен
и утвержден в Священном Кодексе нашей Святой Церкви, а соответствующая
достоверная копия послана в Святую Церковь Старого Рима, чтобы там с ним
ознакомились и поместили в свои архивы.
В году спасения 1965,
7 декабря IV индиции
Афинагор
I, архиепископ Константинополя и Вселенский Патриарх
* *
*
О случившемся патриарх Афинагор уведомил всех глав
Православных Церквей.
Архиепископ Хризостом II
послал из Афин в 7 часов вечера 6 декабря 1965 года телеграмму Патриарху
Московскому и всея Руси Алексию I, запрашивая о «позиции честной Вашей Церкви»
в связи со снятием анафем 1054 года.
Ответ из Москвы не заставил себя ждать. 28 декабря 1965
г. Святейший Патриарх
Алексий I (Симанский) направил в Стамбул
телеграмму следующего содержания:
«Телеграмма Вашего
Святейшества, в которой Вы пишете о решении снять анафему 1054 г., нами
получена. Ожидаем Ваших писем. Предварительно можем сообщить Вам, что
рассматриваем решение Вашего Святейшества и Святого Синода Константинопольской
Церкви как действие вашей Поместной досточтимой Церкви, обращенное к Церкви
Рима. Богословского
значения для всей Полноты Святой Православной Церкви этот акт, по нашему
мнению, не имеет. Братски обнимаю Ваше Святейшество и шлю мои
сердечные Вам пожелания. С любовью о Господе патриарх Алексий» (ответ Патриарха
Алексия напечатан в «ЖМП», 1966, № 2, с. 4.).
Если в этой телеграмме
Патриарху Афинагору Предстоятель Русской Церкви лишь подчеркнул, что снятие
анафемы не имеет богословского значения для вселенского Православия, то в
телеграмме главе Элладской Церкви Архиепископу Хризостому, отправленной в тот
же самый день, Патриарх Московский и всея Руси Алексий писал: «...богословского значения не имеет,
ибо разделение Церквей Католической и Православной слишком глубоко и для
преодоления его в настоящее время нет соответствующих основании» (там
же).
Хорошо бы всем православным твердо помнить эти мудрые
слова Святейшего Патриарха Алексия I, очень актуальные в наше время.
Источник: Благодатный Огонь