АРХИЕРЕСКИЙ СОБОР 2008
      на главную  
   

ПЕРЕВОРОТ


Одним из деяний Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ МП (2000 г.) было, как известно, принятие нового церковного «Устава Русской Православной Церкви». С одной стороны, это и понятно: за 12 лет, прошедших после утверждения предыдущего «Устава об управлении Русской Православной Церковью» в 1988 году, многое изменилось. Стала другой страна, имущественные и социальные отношения.
Но с другой стороны – в новом Уставе подверглись значительному изменению такие основополагающие разделы, как «Общие положения», «Поместный Собор», «Архиерейский Собор», «Священный Синод» и другие, которые, казалось бы, не должны меняться только в зависимости от внешней конъюктуры.
Эти изменения касаются, в основном, прерогатив Поместного Собора, а также порядка и сроков его созыва. Лучше всего масштабность изменений будет видна, если провести сравнительный анализ Уставов 1988 и 2000 годов.
Начнем сравнение с первого раздела.

Общие положения


1988: I. Общие положения:
4. Русская Православная Церковь осуществляет свою деятельность на основе:
а) Священного Писания и Священного Предания;
б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;
в) постановлений своих Поместных Соборов;
г) настоящего Устава, при уважении и соблюдении государственных законов.

2000: I. Общие положения
4. Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:
а) Священного Писания и Священного Предания;
б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;
в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси;
г) настоящего Устава.

Совершенно очевидно, что если в 1988 году деятельность РПЦ основывалась в первую очередь на Священном Писании, правилах святых отцов и Вселенских Соборов, на церковных постановлениях и лишь в последнюю очередь – на государственных законах, то в 2000 году все кардинально переменилось.
По новому Уставу государственные законы как основа «деятельности» Церкви заняли даже не первое среди прочих место, а превратились в некую преамбулу, предшествующую тому, что только и является основой благодатной Церковной жизни и стали господствовать над Священным Писанием и святыми установлениями.
Не криминал, конечно, но очень хорошо характеризует направленность нового Устава в целом, задает, словно камертон, всю его тональность.
Кроме того, Устав-2000 года был дополнен пунктом I.5, который стал основой для присвоения номера госрегистра приходам и монастырям, что, как известно, привело к возмущению в значительной части Церковного народа, не желающего видеть храмы и святыни пронумерованными и приравненными к коммерческим организациям:
5. Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации. Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.


ПОМЕСТНЫЙ СОБОР

.

1988: II. Поместный Собор
1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, исполнительная и судебная - принадлежит Поместному Собору.
2. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян.
4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира и мирян и их квота устанавливается Священным Синодом.
5. Поместный Собор:
е) утверждает постановление Архиерейского Собора;
ж) оценивает деятельность Священного Синода и синодальных учреждений;
з) создает или упраздняет органы церковного управления;
и) устанавливает процедуру для всех церковных судов;
6. Поместный Собор является последней инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.
7. Поместный Собор также судит в последней инстанции все дела, предварительно рассмотренные Архиерейским Собором и переданные этим Собором для окончательного решения.
15. ……….
Если какое-либо решение Собора или его часть отвергается 2/3 присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого 2/3 присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.
19. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов, то преобладает мнение, за которое голосует Патриарх (Местоблюститель).

2000: II. Поместный Собор
1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору.
2. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.
В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о программе, повестке дня, регламенте заседаний и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору.
4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Архиерейским Собором.
5. Поместный Собор:
г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству;
13. …………
Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.
17. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов при открытом голосовании, то перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.

Сравнительный анализ этого раздела двух Уставов однозначно свидетельствует о том, что в новом Уставе роль Поместного Собора сокращена до минимума и он, по сути, превратился в совещательный орган при Архиерейском Соборе.
Так, в пункте II.1 Устава-1988, определяющем властные полномочия Поместного Собора, указывается, что он является высшей властью в области вероучения, церковного управления и церковного суда, тогда как Устав-2000 оставляет Поместному Собору высшую власть только в области вероучения и канонического устроения, заменяя при этом термин «управление» (1988 г.) на «устроение» (2000 г.).
А высший церковный суд и вовсе отнят у Поместного Собора и передан по Уставу-2000 Архиерейскому Собору (пункт 8 раздела «Общие положения» Устава 2000-го года не предусматривает существования суда Поместного Собора: «В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трех инстанциях: а) епархиальный суд; б) общецерковный суд; в) суд Архиерейского Собора»).
В связи с этим в новом Уставе-2000 отсутствуют пункты II.6 и II.7 бывшие в Уставе-1988 (О Поместном Соборе как последней судебной инстанции, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха). В соответствии с пунктом III.5 Устава-2000, церковным судом высшей инстанции является Архиерейский Собор. Как таковой он правомочен в первой и последней инстанции рассматривать и принимать решения по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси.
Если Устав-1988 предусматривал созыв Поместного Собора не реже одного раза в 5 лет, то пункт II.2 Устава-2000, по существу, вовсе отменяет Поместный Собор, ставя его созыв в зависимость от желания архиереев.
Пункт II.4 отнимает у Священного Синода право определять процедуру избрания на Собор делегатов от клира и мирян и устанавливать их квоту и передает это право Архиерейскому Собору.
Пункт II.5 нового Устава продолжает тенденцию усиления роли Архиерейского Собора в ущерб Поместному. Если в Уставе-1988 Поместный Собор без всяких оговорок утверждал все постановления Архиерейского Собора, то теперь Поместный Собор утверждает только те постановления Архиерейского Собора, которые относятся исключительно к «вероучению и каноническому устройству».
Новый Устав еще больше повышает возможность контроля архиереев за решениями Поместного Собора. Пункт II.13 нового Устава позволяет присутствующим на Поместном Соборе архиереям отвергать его решения простым большинством голосов от общего числа присутствующих архиереев. По Уставу 1988 года такое было возможно только 2/3 голосов от общего числа присутствующих архиереев.
Наконец, в пункте II.17 нового Устава появляется понятие тайного голосования, отсутствовавшее в Уставе 1988 года. Стоило бы обсудить вопрос о том, насколько в делах веры допустима анонимность, а главное, зачем она нужна?


АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР

1988: III. Архиерейский Собор
1. Все епархиальные, а также возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы архиереи составляют Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
2. Архиерейский Собор обладает полнотой законодательной власти, исполнительной и судебной деятельности в период между Поместными Соборами.
3. Архиерейский Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, не реже одного раза в два года. Чрезвычайное заседание Собора может быть созвано по предложению Патриарха и Синода или 1/3 архиереев, являющихся его членами.
4. Архиерейский Собор подотчетен Поместному Собору.
6. Архиерейский Собор является первой инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.
11. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии.
16. В исключительных обстоятельствах кворум Архиерейского Собора составляют 2/3 иерархов - его членов.
17. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия. Окончательное утверждение этих постановлений, равно как их отмена или изменение, осуществляется исключительно Поместным Собором.

 

 

 

 

 

 

 

 

2000: III. Архиерейский Собор
1. Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви и состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами.
…………….
2. Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных, в частности, п. 20 раздела V настоящего Устава.
……………..
3. Священный Синод несет ответственность за подготовку Архиерейского Собора.
4. В обязанности Архиерейского Собора входит:
б) принятие Устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений;
з) определение характера отношений с государственными органами;
к) создание, реорганизация и ликвидация Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий, а также определение их границ и наименований;
м) утверждение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом Русской Православной Церкви;
с) создание и упразднение органов церковного управления;
т) установление процедуры для всех церковных судов;
у) рассмотрение финансовых отчетов, представляемых Священным Синодом, и одобрение принципов планирования предстоящих общецерковных доходов и расходов;
ф) утверждение новых общецерковных наград.
5. Архиерейский Собор является церковным судом высшей инстанции. Как таковой он правомочен рассматривать и принимать решения:
в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси;
9. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.
14. Кворум Архиерейского Собора составляют 2/3 иерархов – его членов.
15. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия.

Если изменения того раздела нового Устава, который посвящен Поместному Собору, свидетельствуют об умалении его роли в жизни РПЦ, то раздел III («Архиерейский Собор») наглядно указывает на то, к кому перешла высшая власть в Церкви.
Уже пункт III.1 Устава-2000 расширен (по сравнению с Уставом 1988 г.) следующей весьма примечательной фразой: «Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви…». Мало того, что здесь вводится новая, не вполне отчетливая и отсутствовавшая прежде, терминология («иерархическое управление»), но, к тому же, этот пункт противоречит пункту 7 раздела I «Общие положения»: «Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси». Мы видим, что здесь никакой речи об особом высшем иерархическом управлении Церковью не идет, а высшим органом власти назван безо всяких оговорок, прежде всего, Поместный Собор.
Зато из нового Устава исключен имевшийся в старом Уставе пункт III.2: «Архиерейский Собор обладает полнотой законодательной власти, исполнительной и судебной деятельности в период между Поместными Соборами». Действительно, после того, как Поместный Собор фактически отменен новым Уставом, этот пункт утратил смысл в глазах его заказчиков и разработчиков, а вместо него в новом Уставе (пункт III.1) и появилось дополнение об Архиерейском Соборе как «высшем органе».
Изменились и сроки созыва Архиерейского Собора: теперь, после подмены им Поместного Собора, он созывается не реже 1 раза в 4 года – как и полагается «высшему органу».
Исчез в новом Уставе присутствовавший в старом пункт (III.4-1988) о подотчетности Архиерейского Собора Поместному, что так же свидетельствует о том, что именно Архиерейский Собор стал фактически высшей властью в Церкви.
Вместо этого в новом Уставе появился пункт III.4, демонстрирующий границы власти (а вернее, безграничность таковой) Архиерейского Собора – от утверждения новых общецерковных наград до утверждения церковного Устава и создания, реорганизации и ликвидации Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий!
Пункт III.6 старого Устава о том, что Архиерейский Собор является «первой инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха», заменен в новом Уставе пунктом III.5, признающим Архиерейский Собор судом высшей инстанции, имеющим право в первой и последней инстанции судить Патриарха без Поместного Собора!
Знаменательно и то, что пункт о предварении ежедневных заседаний Архиерейского Собора Божественной Литургией (III.11-1988) дополнен фразой (III.9-2000) «или другого соответствующего уставного богослужения», что позволяет присутствовать на нем инославным (впрочем, они уже и на Литургии открыто присутствуют!).
Если раньше кворум Архиерейского Собора лишь в исключительных случаях составляли 2/3 иерархов (III.16-1988), то теперь это положение стало нормой (III.14-2000).
И наконец, если в старом Уставе оговаривалось, что «окончательное утверждение этих постановлений [Архиерейского Собора], равно как их отмена или изменение, осуществляется исключительно Поместным Собором» (III.17-1988), то в Уставе-2000 это требование было снято и осталась лишь фраза о том, что «постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия» (III.15-2000) – безо всякого последующего утверждения, безо всякого контроля. Поистине, конец – делу венец!


ПАТРИАРХ

IV. ПАТРИАРХ
12. Право суда над Патриархом, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Поместному Собору.
13. В случае кончины Патриарха, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством митрополита старейшей кафедры Русской Православной Церкви - Киевской немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

IV. Патриарх Московский и всея Руси
12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.
13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.
Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

В этом разделе еще раз подчеркивается переход функции высшего судебного органа от Поместного Собора к Архиерейскому (сравни пп. IV.1-1988 и IV.1-2000), а так же заслуживает внимания изменение процедуры избрания Местоблюстителя Патриаршего Престола, свидетельствующем о переходе от ориентации по качественному принципу (значимость архиерейской кафедры – Киевской; кстати, значимость кафедры в данном случае дополняется еще и фактической независимостью Киевского Митрополита от Российских властей, а значит – и меньшей возможностью повлиять на исход выборов) к ориентации на формальный признак – возраст хиротонии.


СВЯЩЕННЫЙ СИНОД

V. СВЯЩЕННЫЙ СИНОД
1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом, осуществляет центральную законодательную, исполнительную и судебную власть в период между Поместным и Архиерейским Соборами.
2. Священный Синод ответственен перед Поместным и Архиерейским Соборами и представляет им отчет о своей деятельности за межсоборный период.
27. Священный Синод назначает:
б) ректоров и утверждает проректоров и инспекторов духовных школ;
31. В заботе о епархиях, монастырях и духовных школах Священный Синод:
а) вносит изменение в наименование епархий;
г) утверждает, а в исключительных случаях назначает настоятелей и настоятельниц монастырей;

V. СВЯЩЕННЫЙ СИНОД
1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
27. Священный Синод назначает:
б) ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей;
31. В заботе о епархиях, монастырях и Духовных учебных заведениях Священный Синод:
а) образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором;
32. Священный Синод выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава

Раздел Устава-2000, посвященный Священному Синоду является новой демонстрацией господства над Церковью Архиерейского Собора в ущерб Поместному.
В пункте V.1-2000 опущено упоминание о Поместном Соборе, присутствовавшее в том же пункте Устава-1988, а в пункте V.2-2000 исключена подотчетность Священного Синода Поместному Собору, которая наличествовала в Уставе-1988 (п.V.2-1988) и оставлена подотчетность Священного Синода только Архиерейскому Собору.
Значительно расширены прерогативы Священного Синода, как это видно из сравнения пунктов V.27 и V.31 старого и нового Уставов, к тому же новый Устав дополнен п. V. 32. «Священный Синод выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава».


ЕПАРХИИ

VII. ЕПАРХИИ
ЕПАРХИАЛЬНЫЙ АРХИЕРЕЙ
25. Содержание епархиальных архиереев определяется Священным Синодом. При оставлении службы им назначается пенсия, в соответствии с “Положением о церковных пенсиях”.

 

X. Епархии
1. Епархиальный архиерей
25. Содержание епархиальных архиереев определяется Священным Синодом. При оставлении службы им назначается архиерейская пенсия, размеры которой определяются Священным Синодом.
Это небольшое, но существенное изменение позволяет Священному Синоду иметь рычаг финансового давления на архиереев, так как архиерейская пенсия определяется теперь не фиксированным «Положением о церковных пенсиях», а расположением (или нерасположением – что зависит от лояльности архиерея к постоянным членам) членов Священного Синода.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ


В новом Уставе-2000 есть ряд положений, которых не было в Уставе-1988. В этих положениях, приведенных ниже (XI.8-2000, XI.17-2000, XII.10-2000) интересно не только то, что люди (члены прихода, братства, насельники монастыря) лишаются имущества, принадлежащего им, как сказано в самом Уставе-2000, «на правах собственности… или ином законном(!) основании», а то, что такие пункты были вообще внесены в новый Устав. Ведь это свидетельствует о том, что составители Устава уже в 2000 году (а на самом деле раньше, так как Устав готовился минимум за год до его принятия) предполагали, что такие случаи, когда приход, братство или монастырь целиком покинет юрисдикцию РПЦ МП, станут носить массовый характер. То есть, составители Устава сознательно подгоняли его под ситуацию раскола. Если проанализировать действия части священноначалия, когда некоторые иерархи, не желая обсуждать насущных проблем Церкви с народом Божиим, действовали по принципу «своя рука владыка», гнали (и гонят, и будут гнать) пастырей и мирян, фактически вынуждая их выражать несогласие с архиереем, нарушающим и Божии, и государственные законы, то понятно, что в Устав заложили эти пункты именно те люди, которые и провоцируют раскол.

XI. Приходы


8. В случае принятия Приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.
17. В случае принятия Общим собранием братства и сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, братства и сестричества лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности братства и сестричества как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.


XII. Монастыри


10. В случае принятия монастырем решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, монастырь лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности монастыря как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало монастырю на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.
Вызывают недоумение и некоторые, вновь появившиеся в Уставе-2000 пункты, имеющие непосредственное отношение к финансам. Так, если раньше в обязанности Приходского собрания входило лишь «изыскание средств на нужды прихода» (VII.36-п), то по Уставу-2000 Приходское собрание обязано не только обеспечить сохранность церковного имущества, но и «заботиться о его преумножении»(!) (см. п. XI.43-ж).
А в разделе «Имущественные средства» нового Устава-2000 (XV.1-ж) сказано, что средства Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений образуются из «…в том числе доходов от ценных бумаг и вкладов, размещенных на депозитных счетах». То есть, Церковь получает доход от дачи денег в рост, что запрещено канонами.
(«Епископ, или пресвитер, или диакон лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен» (Апост. правило 44); «Понеже многие причисленные к клиру любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное Писание, глаголющее: «Сребра своего не даде в лихву»; и давая в долг, требуют сотых [то есть – процентов], судил Святый и Великий Собор, чтобы, аще кто, после сего определения, обрящется взимающий рост с данного взаем, или иной оборот дающий сему делу, или половинного роста требующий, или нечто иное вымышляющий ради постыдной корысти, таковый был извергаем из клира, и чужд духовного сословия» (1 Всел. Собор, правило 17); «Епископ, или пресвитер, или диакон, взымающий лихвы, или так именуемые сотыя, или да престанет, или да будет извержен» (6 Всел. Собор, правило 10).

VII. ЕПАРХИИ
ПРИХОДСКОЕ СОБРАНИЕ
36. В обязанности Приходского собрания входит:
п) изыскание средств на нужды прихода;
XII. ФИНАНСЫ И ИМУЩЕСТВО
1. Русская Православная Церковь обеспечивает удовлетворение своих материальных потребностей на основе самофинансирования.

XI. Приходы
4. Приходское собрание
43. В обязанности Приходского собрания входит: ж) обеспечение сохранности церковного имущества и забота о его приумножении;
XV. Имущество и средства
1. Средства Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений образуются из:
ж) иных не запрещенных законодательством поступлений, в том числе доходов от ценных бумаг и вкладов, размещенных на депозитных счетах.

Таким образом, в разделах, определяющих имущественные отношения Церкви, четко прослеживается противная православному духу тенденция стяжательства.


ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ УСТАВА


XV. Об изменениях настоящего устава
3. Право внесения поправок к настоящему Уставу имеет Архиерейский Собор с последующим утверждением Поместным Собором.

XVIII. Об изменениях настоящего Устава
3. Право внесения поправок к настоящему Уставу имеет Архиерейский Собор.

Собственно, разницу между этими пунктами Уставов 1988 и 2000 года может увидеть любой и едва ли она требует после всего вышесказанного отдельного комментария. Это еще одна демонстрация перехода Церковной власти от Поместного к Архиерейскому.


ПОСЛЕСЛОВИЕ


В нашем журнале уже поднимался вопрос о нелегитимности Устава, принятого в 2000 году (см. «ПиП» №6/2003). Действительно, новый устав не может считаться окончательно утвержденным до тех пор, пока его не утвердит Поместный Собор. Таково положение Устава-1988 (пункт XV.3): «Право внесения поправок к настоящему Уставу имеет Архиерейский Собор с последующим утверждением Поместным Собором».
Собственно, это подтверждено в начале текста нового Устава-2000 следующей фразой: «Вступил в действие [Устав-2000] после принятия, но подлежит последующему утверждению Поместным Собором».
Учитывая то, что составители нового Устава, отменив многие положения, касающиеся Поместного Собора, превратив Поместный Собор из руководящего в совещательный орган, подменив власть Поместного Собора властью Архиерейского, совершили, по сути дела, переворот в управлении РПЦ, а также помня о наличии в новом Уставе пунктов, противных православному духу и Соборным постановлениям (как, например, пункт о получении Церковью процентов со вкладов на депозитах), народу Божьему необходимо обращаться к архиереям с просьбой о созыве (как это и требуется в соответствии со старым Уставом (пункт XV.3) и с преамбулой нового Устава), Поместного Собора Русской Православной Церкви, чтобы обсудить на нем, исправить и утвердить новый Церковный Устав всей соборной полнотой Церкви.
Это тем более необходимо, что церковный Устав касается каждого члена Церкви. «Закон Божий» (Пермь, 1991, с.545-547) учит: «Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших… Каждый же в отдельности православный христианин называется членом или частью Церкви… под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру. Церковь Христова есть соборная. Соборность есть единодушие всех истинно-верующих православных христиан, скрепленное любовию Христовой и Благодатию Духа Святаго. Соборная Церковь … заключает в себя всех истинно верующих всей вселенной».
Один из основных екклезиологических постулатов заключается в том, что все члены Церкви совместно составляют некий постоянный Собор Народа Божия, ибо «Церковью именуется собрание и собор» по святителю Иоанну Златоусту (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Псалом 149, параграф 1, PG 55; 493), который является «защитой веры» (Ответ Восточных Православных Патриархов папе Пию IX. 1848 г.), охраняет «веру, переданную Святыми Отцами» (Иуда 1, 3) и имеет право и долг обсуждать соборные постановления?
А свт. Василий Великий учит, что «постановления касательно Церкви принимаются теми, кому доверено Ея управление, а утверждаются самим народом» (Свт. Василий Великий. Письмо 230: «Гражданам Никопольским»; PG, 32; 860А).
Поэтому нельзя, вслед за еретическим римским епископатом, отделять народ Божий от решения насущных церковных вопросов, умалять в Церкви Христовой принцип соборности, ибо как нет Церкви без епископа, так же нет Ее и без народа Божьего – всех православных христиан, каждый из которых – частица Церкви, тела Христова.
По апостольским правилам Поместный Собор должен быть собираем дважды в год (правило 37). В Русской Православной Церкви Поместного Собора не было уже 12 лет. И это в тяжелейшую пору для Государства, Церкви и русского народа! В 2000 году Священный Синод отменил уже назначенный Поместный Собор. Отменил незаконно, так как решение о созыве Поместного Собора принял Архиерейский Собор, то есть, орган вышестоящий над Священным Синодом, а отменил это решение Священный Синод, орган нижестоящий по отношению к Архиерейскому Собору и подотчетный ему.
Не в том ли причина отмены Поместного Собора, спрашивает автор нашего журнала, священник Г., что «на Поместном Соборе со всей остротой были бы поставлены такие вопросы, как целесообразность дальнейшего участия РПЦ в экуменическом движении (пребывание в составе ВСЦ и т.д.), отношение православных христиан к поголовной кодификации с использованием антихристианской символики, неообновленчество внутри Церкви, а так же канонизация Царственных Мучеников во главе сонма новомучеников и исповедников Российских?»
Все это верно, многие архиереи не хотят и боятся услышать голос своего народа. Однако нет ли еще одной, более страшной причины, по которой Поместный Собор был упразднен? Не является ли такой причиной властолюбие той части епископата, которая решила стать главой Церкви, заменив собой подлинного и единственного Ее Главу – Христа? Притча о виноградарях, захвативших хозяйский виноградник, побивших хозяйских слуг и даже убивших единственного Сына хозяина вновь, как и две тысячи лет назад обретает до жути реальное звучание.
Услышим ли мы вновь когда-нибудь от Поместного Собора Русской Православной Церкви: «Соизволилося Духу Святому и нам…»?

Вячеслав Манягин

   
       
 
 
 
  © АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР 2008