АРХИЕРЕСКИЙ СОБОР 2008
      на главную  
   

«ПОСЛУШАЙ МЕНЯ, ФИЛОСОФ!»

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1,26)

«Быть по Образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. И это зависящее от нашей воли существует в нас только в возможности; приобретается же нами на самом деле посредством нашей деятельности», – говорит Святитель Григорий Нисский.

Истинная цель образования – в воссоздании помраченного грехами Образа Божия, в обращении прирожденных свойств души – разума, воли и желания – к Благому Отцу и Создателю нашему.

«Хорошо чтение и знание, но [только тогда], когда приводят к большему смирению», – пишет преподобный Петр Дамаскин.

«Начало премудрости – страх Господень», – возвещает Пророк Духом Святым; «Умножение страха Божия есть начало любви; а совершенство чистоты есть начало Богословия», – читаем у Иоанна Лествичника.

Святитель Божий Спиридон, епископ Тримифунтский, был человеком простым, совсем незнакомым с книжной мудростью, однако именно он на II Вселенском соборе посрамил философа-арианина, и тем низложил ересь Ариеву. Обитавшая в святом Спиридоне благодать была полезнее и сильнее в деле увещания еретиков, чем их заумные речи.

Зная какую силу имеет премудрость свыше, и как немощна перед нею мудрость человеческая, святой Спиридон обратился к мудрецу и сказал:

- Послушай меня, философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай, что я тебе скажу.

Когда же философ согласился выслушать его, святой начал беседовать. Философ же не мог ничего сказать против слов святого, в которых видна была какая-то Божественная сила, во исполнение сказанного в Св. Писании: Ибо Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор 4:20).

Тогда старец сказал:

- Итак, иди и прими сторону святой веры.

И философ, обратившись, заявил:

- Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда вместо доказательств от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог.

И философ, приняв православную веру, радовался, что был побежден в состязании святым на свою же собственную пользу. Радовались и все православные, а еретики потерпели великое посрамление.

Вот перед нами образ истинного Архипастыря, верой и верностью Истине стяжавшего истинное ведение, силой Божией обращающего заблудшие души от пути погибельного.

Таковы ли нынешние пастыри словесного стада Христова? Увы, большинство из них, обладая академическими знаниями, безстрашно (без Страха Божия) преступают через Церковные Каноны, Соборные и Апостольские постановления. «Однако при ведении,– говорит Василий Великий, – мы должны иметь и большой страх, как бы не нашлось и одного лукавого мнения, сокрытого в душе, которое может погубить ее без другого греха».

Они говорят о пользе соединения «во имя любви» с латинянами и протестантами, позабыв о том, что Любовь – одно из имен Истины, и своей «любовью» увлекают неискушенных в погибель, а еретиков лишь утверждают в ереси.

«Если хвалит кто чужую веру, – говорил преподобный Феодосий Киево-Печерский, – то оказывается своей веры хулителем. Если же начнет непрестанно хвалить и свою, и чужую, то оказывается такой двоеверцем, и близок он к ереси. Ты же, чадо, остерегайся их, и свою веру непрестанно хвали».

Итак, врачующему других надо быть самому здоровым, чтобы не сказали врачуемые: врачу, исцелися сам (Лк. 4, 23).

И потому Святитель Григорий Палама говорит: «Желая соблюсти богоподобие и обрести знание истины, надо больше всего заботиться о том чтобы оставить грех, на деле исполнять закон заповедей, держаться всех добробродетелей и через молитву и истинное созерцание восходить к Богу. Потому что хоть изучи естественную философию от Адама до самого конца, без чистоты ты будешь с не меньшим, а то и с большим успехом глупцом, чем мудрецом; наоборот, даже без философии, очистившись и избавив душу от дурных нравов и учений, ты приобретешь победившую мир Божию мудрость и в веселии навеки приобщишься к Единому Премудрому Богу».

Священник Михаил

 

 

   
       
 
 
 
  © АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР 2008