Беседа корреспондента газеты «Православный
крест» с членом
жюри фестиваля «Оптинская весна» художественным руководителем Кубанского
казачьего хора, доктором искусствоведения, народным артистом России,
членом
Совета при президенте РФ по культуре и искусству Виктором Гавриловичем
Захарченко.
– Виктор Гаврилович,
расскажите, пожалуйста, о себе.
– Я родился 22-го марта 1938 года в станице Дядьковской
Кореновского района Краснодарского края, в которой затем прожил 17 лет.
24-го
августа 1941 года моего отца забрали на фронт, а уже 18-го ноября он
погиб. Они
с мамой оба были сиротами. Мама – Наталья Алексеевна – осталась одна с
четырьмя
детьми: Колей (13 лет), Зоей, мной и Борей (он был младенцем). В 1942
году
немцы оккупировали нашу станицу и выгнали нас из хаты; мы жили в
погребе.
– А Вы запомнили, как
отец уходил на фронт?
– Да, помню, мама обливалась слезами. Она его очень любила и
потом всю жизнь ждала.
– А как Вы занялись
музыкой?
– Мне чрезвычайно повезло: меня миновала так называемая
современная масскультура. С детства я слушал народные песни. Света в
доме не
было, газа тоже, и люди вечерами, когда темнело, собирались вместе и
пели.
Пребывание в этой животворной народной среде и стало для меня главным
музыкальным образованием. В шестом или седьмом классе мне купили
гармошку.
После школы я поступил в Краснодарское музыкально-педагогическое
училище, а по
его окончании – в Новосибирскую консерваторию. Господь Бог даровал мне
великих
учителей – хорового дирижера профессора Владимира Николаевича Минина и
музыковеда и музыкального этнографа, доктора искусствоведения, кандидата
исторических наук Евгения Владимировича Гиппиуса. Владимир Николаевич
еще жив,
ему сейчас 85 лет. Наша дружба продолжается с 1962 года и по сей день.
Он –
народный артист России, создатель и художественный руководитель
Московского
камерного хора.
– А Евгений
Владимирович – не родственник поэтессы Зинаиды
Гиппиус?
– Да, он ее племянник. Я учился у него в аспирантуре, и он
пробудил во мне интерес к научной работе. В результате я собрал большой
песенный материал по деревням. Много записей уже расшифровано и
опубликовано;
полное собрание сочинений насчитывает 25 томов. Но значительная часть
еще не
обработана.
– Расскажите,
пожалуйста, об истории Кубанского казачьего
хора.
– Кубанский казачий хор был основан на праздник Покрова
Пресвятой Богородицы, 1-го октября 1811 года. Это войсковой хор,
неотъемлемая
часть Черноморского казачьего войска, которое с 1861 года переименовали в
Кубанское. После революции хор ушел в эмиграцию, а в советское время при
Сталине возродился. В 2011 году мы отметили наш 200-летний юбилей. И уже
40 лет
я являюсь художественным руководителем коллектива. Мы участвуем не
только в
концертах, но и в церковных богослужениях, например, в Донском
монастыре, часто
сопровождаем в поездках Святейшего Патриарха. Наш хор награжден орденом
святого
Димитрия Донского I степени.
– Существуют различные
теории происхождения казачества. Одни
историки утверждают, что казаки произошли от татаро-монголов, другие –
что от
скифов, третьи – от иранцев. А что Вы думаете по этому поводу?
– Все это ложь. Казачество – плоть от плоти русского народа,
мирские Пересветы. Конкретно Кубанское казачество – это потомок
Запорожского
войска. В 1775 году Запорожская Сечь была упразднена. Вскоре после
этого, в
1778 году, началась русско-турецкая война. Запорожские казаки под
командованием
Суворова проявили чудеса храбрости, и за это Императрица Екатерина
пожаловала
войску в вечное владение отвоеванные у турок исконно русские земли на
Кубани.
Есть замечательная книга академика Д.И. Яворницкого в трех
томах «История запорожских казаков». Там описан следующий характерный
момент.
Когда казаки попадали в плен, их казнили тремя способами – либо
четвертовали,
либо колесовали, либо сажали на кол. Самая мучительная смерть – на колу.
И вот
когда принимали в казаки, новобранцу задавали вопрос: «Ты крещеный?» –
«Да». –
«А готов ли ты принять смерть за Православную веру, если тебя
четвертуют,
колесуют или посадят на кол?» – «У меня деда посадили на кол, и сам я
готов
принять такую смерть…» Вот какое было мужество и готовность страдать за
истину!
Про повальное пьянство казаков – тоже неправда. Бывало, конечно,
выпивали. Но в
походах не употребляли спиртное. Нарушения карались жестко, даже жестоко
– тут
же рубили голову.
– В XX веке возникла и
развилась теория, согласно которой
существует некий уникальный гордый и воинственный украинский этнос,
произошедший от «древних укров». Его представители всегда ненавидели
якобы
притеснявших их «москалей» и воевали с ними. Как Вы можете
прокомментировать
такой взгляд на историю взаимоотношений малороссов с русскими?
– Мы объехали все континенты, выступали в десятках стран.
Были в Китае, в Австралии, в Штатах, пели и во Львовской области. Мне
знакома
эта абсурдная теория, принадлежащая Шухевичу, помощнику Бандеры. Киев –
матерь
русских городов, а малороссы – родные братья великороссов и белорусов. А
все
эти представители «уникального гордого и воинственного украинского
этноса»,
называющие себя казаками, к подлинному казачеству не имеют никакого
отношения.
Однажды мы зашли в храм во Львове, а священник там был
какой-то странный. Я спросил: «А что это за батюшка?» Мне ответили, что
он
греко-католический. Но католицизм – ересь. Восточная Европа –
православная. А
наши враги всегда пытались нас стравить между собой – молдаван с
румынами,
русских с малороссами и т. д. И сейчас западные и особенно украинские
СМИ
используют метод Геббельса – сплошную ложь…
– А бывают
казаки-мусульмане? Один священник мне говорил,
что это – абреки, а не казаки. А Вы как думаете?
– Батюшка правильно сказал. Никакие они не казаки. Казаки –
это в первую очередь люди православные.
– Виктор Гаврилович, а
как Вы сами пришли к вере?
– Моя мама родом из поселка Лиски Воронежской области (с
1937 г. – город, – примеч. ред.). В шестилетнем возрасте она осталась
сиротой,
и ее взял на воспитание местный священник отец Тихон. Впоследствии она
всегда с
благодарностью вспоминала о нем и назвала нас, своих детей, по именам
чад этого
батюшки. Несмотря на господствовавший в советское время материализм,
мама имела
детскую сердечную веру и нас старалась воспитывать в Православии. Помню,
мальчишкой был на пасхальной службе в нашем станичном храме, который
потом
разрушили… Мама прожила 90 лет, и ее слова, рассказы о вере навсегда
врезались
в память.
Затем с годами я несколько отдалился от Церкви. Но 18 лет
назад меня сбила машина. В итоге – перелом бедра. Пять дней пролежал на
спине и
уже думал, что не поднимусь, был готов, что отнимут ногу, – жить же
хочется.
Но, слава Богу, и ногу мне сохранили, и я имею возможность
самостоятельно
передвигаться – делаю ежедневную гимнастику и даже пробежки. Врачи
поставили
мне штифт. Пришлось около года отлеживаться в больнице, а потом еще три
года
туда ездить. Это было испытание, которое Господь Бог послал мне для
вразумления, за что я Ему очень благодарен. Оно укрепило во мне веру и
благоприятно повлияло на мою духовную жизнь, поскольку я – человек
эмоциональный, взрывной, а инвалидность невольно заставляет
сдерживаться.
Моему сближению с Православием поспособствовал и тот факт,
что основателем нашего хора был войсковой протоиерей Черноморского
казачьего
войска Кирилл Россинский. Когда я об этом узнал, стал изучать историю,
воцерковляться, стараться лучше усвоить учение Церкви: художественный
руководитель Кубанского казачьего хора просто обязан тянуться к той
духовной
высоте, на которой стояли его основоположники. Глубоко убежден, что мой
жизненный путь – в руках Промысла Божиего.
– Что Вы можете
сказать о состоянии классической культуры в
наши дни? В чем ее значение для современного общества?
– Сегодня ответственность у министра культуры не меньше, чем
у министра обороны. Слава Богу, последние два года идет процесс
возвращения к
нашим истокам: разрабатывается государственная концепция культуры,
основанная
на наших культурных и духовных традициях.
– А что собой
представляет народная культура?
– Традиционная народная культура – песни, сказки, обряды
(свадьба, святки, колядки), былины – многожанровая. В ней спрессованы
заповеди
народные. Каждая песня – наставление. Народная культура – это код
народа, его
менталитет. Именно народ создает музыку, а мы, композиторы, ее только
аранжируем.
– Виктор Гаврилович,
каково Ваше отношение к ювенальной
юстиции?
– Резко отрицательное. Она противоречит нашим народным
семейным традициям. Так, в одной народной песне поется о Пресвятой
Богородице,
как Она сошла во ад и вывела оттуда души грешников. Только одну душу
оставила
мучиться – ту, которая «нэньку», т. е. мать, не почтила. А ювенальная
юстиция
культивирует этот грех непочитания родителей среди детей, возводит его в
ранг
нормы, закона, чем фактически лишает их возможности спасения.
– Что бы Вы хотели
пожелать нашим читателям?
– Делать в жизни как можно больше добрых дел, и чтобы
Господь благословлял все наши благие начинания!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.