Священный Синод, заседание которого состоялось 19 марта, неожиданно
для многих православных петербуржцев принял долгожданное решение о назначении
нового руководителя второй по значению кафедры Русской Православной Церкви. Им
стал управляющий делами нашей Церкви митрополит Варсонофий (Судаков).
Митрополит Владимир (Котляров) почислен на покой с местом пребывания в
Александро-Невской Лавре. Уходящему митрополиту Владимиру через два месяца
исполнится 85 лет, а Устав Церкви требует, чтобы правящий архиерей, достигший
75-летнего возраста, подавал прошение о почислении на покой, т.е. Церковь
резонно полагает, что к этому возрасту архиерей уже не может в полную силу
исполнять свои обязанности. Поэтому назначение нового правящего архиерея в
Санкт-Петербург, действительно, долгожданное.
Митрополит Владимир, который возглавлял Петербургскую
кафедру с 1995 года, составил целую эпоху в церковной истории Северной столицы.
Он сменил на этом посту искренне любимого и почитаемого народом старца на
митрополичьей кафедре приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева). Любой
архиерей, который пришел после митрополита Иоанна, выглядел бы достаточно
блекло, поэтому митрополиту Владимиру пришлось начинать служить в непростых
условиях. Всякое было. И публичное неприятие паствой идеи смены церковного
календаря во время проповеди в Иоанновском монастыре, вылившееся в скандал. И
мудрая защита митрополитом Владимиром мощей преподобного Александра Свирского,
подвергшихся нападкам со стороны как церковных либералов, так и ревнителей. В
конце концов, народ церковный, если не полюбил владыку Владимира, то свыкся с
ним, рассуждая, что могло бы быть и хуже. Роптали, что митрополит Владимир, по
сути, отменил в городе крестные ходы, но довольны были чинной, торжественной
манерой богослужения.
Однако в последние годы стало явственно бросаться в глаза,
что митрополит Владимир уже по возрасту и немощам не может полноценно управлять
епархией. В таком случае реальные церковные проблемы начинает решать окружение
архиерея, что никогда и нигде не приносило пользы. В памяти у многих свежи
воспоминания о позднесоветской эпохе геронтократии.
Кроме того, в последнее время всем было очевидно, что
Церковь в Петербурге отстает от светской власти во взаимодействии. Это стало
бросаться в глаза, когда во главе Петербурга стал один из ярких представителей
современного истеблишмента (полит. элиты) – Георгий Сергеевич Полтавченко.
Человек, который, не смущаясь, исповедует себя православным христианином,
которому не чужды интересы Церкви, который оказывает поддержку Церкви в деле
упрочения её позиций в обществе. Смольный стал выступать с инициативами по
взаимодействию Церкви, государства и общества, но со стороны епархии особого
рвения в этом направлении не наблюдалось. Епархия скорее проводила политику
невмешательства в эти вопросы.
Наиболее яркий пример – организация Крестного хода 4 ноября
в праздник Народного единства и согласия. Когда в 2012 году православные
общественные организации Санкт-Петербурга выступили с инициативой Крестного
хода в этот день, то получили поддержку в Смольном, от светской власти, а не от
епархии. Епархиальная власть благословила проведение Крестного хода буквально
за несколько дней до его начала, что конечно не могло не сказаться на
массовости. Такое очевидное отставание руководства епархии от светского
руководства в вопросах, где все должно было быть наоборот, бросалось в глаза.
Но все понимали, что при старом и физически немощном архиерее ситуацию не
исправить.
И вот Святейший Патриарх и Священный Синод пошли на кадровые
изменения, и появился шанс, что Санкт-Петербург может стать не только
культурной столицей России, но и мощным центром духовного возрождения нашего
Отечества. Кстати, губернатор города Георгий Полтавченко говорил о том, что он
стремится превратить город в центр духовной жизни при вступлении в должность…
В последние годы ходило немало слухов о том, кто займет
Санкт-Петербургскую кафедру. Назывались разные имена заслуженных и не очень
архиереев Русской Православной Церкви. Но мы видим, что Святейший Патриарх
Кирилл и Священный Синод сделали оптимальный выбор среди обсуждавшихся
кандидатов. Митрополит Варсонофий – не только опытный архиерей, долгие годы
возглавлявший Саранскую епархию и выстроивший там добрые отношения с властью.
Он пять лет возглавлял Управление делами Русской Православной Церкви, т.е.
находился в тесном контакте со всеми главами епархий. Но что очень важно,
митрополит Варсонофий лично близок Патриарху Кириллу, а значит, никакие
интриги, которых, увы, много не только в управлении государством, но и в
управлении Церковью, не смогут помешать ему проводить твердую политику по
управлению епархией.
Особенно радует, что митрополит Варсонофий известен как
человек традиционных, консервативных взглядов. Для нас, петербуржцев, это
важно, поскольку в последнее время модернистские тенденции в Церкви вызывают
всё большую тревогу у верующих людей. Это касается и попыток реформы
богослужебного языка, и пересмотра традиционного святоотеческого отношения к
католикам и протестантам, и даже сферы церковной архитектуры. Со всем этим
приходится сталкиваться сегодня в церковной жизни. Модернистские тенденции
особенно сильны в нашем самом европейском городе России.
Новый митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий
прибыл к месту своего служения в столицу Российской Империи в праздник 40
Севастийских мучеников. Православная общественность приветствует Владыку и
желает ему сил на новом поприще его служения.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»