В день памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря 2013
года, в старинном городе воинской славы Козельске (Калужской области), в
местном Доме культуры Российской Армии состоялся литературно-музыкальный вечер
заслуженного артиста России Александра Ивановича Цуркана «Три Николы». На
вечере прозвучали стихотворения и песни на стихи замечательных русских
поэтов-патриотов Николая Рубцова, Николая Мельникова, Николая Дмитриева и
самого Александра Ивановича – также патриота нашей Родины, православного христианина,
отца пятерых детей.
Так как Козельск находится неподалеку от знаменитой Оптиной
Пустыни, а в самом городе расположена воинская часть, в зале собралось много
верующих и военных, которые, несомненно, ушли из ДКРА в приподнятом настроении,
с верой в лучшее и, хочется надеяться, с желанием трудиться в деле личного
спасения и возрождения Святой Руси.
После выступления мы побеседовали с Александром Ивановичем,
и он охотно поделился своим видением современных проблем.
Отвечая на вопрос о том, как он пришел к поэтическому
творчеству, наш собеседник сказал следующее:
– Поэзия – величайшее достижение русской цивилизации,
русской культуры. И не осознавать этого – значит быть нищим, который, обладая
золотом, просит у других: «Дайте мне поесть! Накормите, помогите!» Надо
дорожить тем, что мы имеем. Мы претерпели много предательства, когда наши
духовные, культурные, национальные ценности, достижения, традиции были
отодвинуты на второй план – в образовании, в науке... Двадцать лет мы все это
переживаем. Посмотрите, ведь только сейчас вернули сочинение в качестве формы
экзамена. А как по-другому определить, умный человек или нет? Ну, и что, что у
него 100 баллов по ЕГЭ. Но он начинает писать – и тридцать три ошибки! Как
это?!.. Поэтому слово на Руси всегда было… Вначале было Слово, и Слово было у
Бога, и Слово было Бог (Ин.1:1). Я исхожу из этого.
К своему творчеству отношусь как к дару Божиему, который
надо развивать, преумножать. Я не могу этого не делать, потому что мне
настолько все интересно, я этим живу и считаю, что еще очень мало знаю и еще
меньше воплотил. Настоящая поэзия – это такой кладезь, и столько можно хорошего
создать, донести до людей, показать всем! Возьмите одного только Мельникова
Николая! А Рубцов – какие темы! Хотелось бы сделать многое в этом направлении,
побольше ездить. Всем этим я серьезно занимаюсь и, Бог даст, буду заниматься.
Знаю, что это мой долг – вести людей к правде, к Богу.
О своем пути к вере Александр Иванович рассказал, что
крестился в 28 лет:
– Просто понял однажды, что дальше не могу без веры, без
Христа, без Бога, что я должен принять Крещение, стать православным
христианином и стремиться в своем душевном развитии ко Христу. Был в Иерусалиме
несколько раз, года четыре назад ездил с паломнической миссией. Эта поездка по
многим святым местам потрясла и укрепила в вере.
Без Православия ничего высокого, духовного быть не может –
ни поэзии истинной, ни живописи, ни музыки…
ГРАЖДАНИНУ
Твоя Россия… Думая о ней,
Уберегись соблазнов и обманов:
Одна молитва может быть сильней,
Чем целый митинг с сотней горлопанов.
«За Русь, на бой!» – все суета сует,
И суетою души захлебнулись.
Одна молитва! Но молитвы – нет!
«На бой, за Русь!» – и снова обманулись.
Твой враг не там – не на коне с копьем
И не с мечом в открытом чистом поле,
Невидим он, его не взять живьем
Ни силою, ни криками «Доколе!»
Твой враг – раскол, далекий, вековой,
И, если в душах нету единенья,
Ликует он, и тщетен подвиг твой
На поприще «российского спасенья».
Есть Вера, Бог, Отечество и ты!
Лишь это русских делает народом!
Решись, уйди бесовской суеты,
Пусть даже «струсил» скажут мимоходом.
Уйди! И сам неистово молись,
Чтоб Бог вернул и Веру, и сплоченье.
Ни слез, ни покаянья не стыдись
Во имя долгожданного спасенья.
Из всех краев растерзанной земли,
Как нити золота, польются вверх молитвы,
Чтобы до Господа, до всех святых дошли,
Прося благословенья правой битвы!
Тогда – сама собою встанет рать,
И будет вождь – один, одна – дорога,
Спасется Русь… И пусть не будут знать,
Что ты все это вымолил у Бога!
Это стихотворение Николая Мельникова, прочитанное на вечере,
стало ответом на наш вопрос о противостоянии злу и возрождении России. Но все
же Александр Иванович пояснил:
– Мне не хочется, чтобы мы воевали. Мы уже навоевались,
потому и апатия сейчас такая у народа. Русские люди понимают, что этому злу
должен быть предел; нас стравливают, а потом уничтожают. Поэтому хватит, не
надо гражданской войны. Нужны общества, должны проводиться беседы, собираться
казачьи круги, чтобы люди сплачивались, объединялись. Единение должно быть.
Тогда власти будут вынуждены прислушиваться к нам. У них все равно нет другого
выхода. Как в ситуации с Сердюковым: дотянули до того, что еще немножко – и
воевать не то что нечем было бы, а просто пришли бы враги, а у нас ничего не
работает: автоматы не стреляют, кнопки не нажимаются, ракеты не запускаются...
Я убежден, что рано или поздно все прояснится и встанет на
свои места. Потому что ночь никогда не затмит белый свет, придет день и откроет
всем истину. А сейчас нужно детей воспитывать в правде, в вере. Я вижу свой
удел в воспитании подрастающего поколения, чтобы донести до них красоту нашей
веры и Родины, показать русскую силу духа, мощь. Не надо нам самим себя ругать,
говорить, что мы какие-то убогие, не надо никого слушать, наоборот, надо ценить
и приумножать наше богатое наследие. И в этом должны участвовать школа,
телевидение, государство. Надо направить все усилия на воссоздание
нравственно-этического климата, нравственно-этических основ жизни общества,
семьи, мальчишек, девчонок; везде, во всем это должно быть. Но сейчас
телевидение – это страшный враг; оно ведет пропаганду греха. Ребенок что-то
увидит, и потом ему долго нужно объяснять, почему это нехорошо. Поэтому должна
быть изменена государственная политика. На уровне телевидения, образования... И
это произойдет. А пока наше дело – воспитывать детей, молодежь так, чтобы они
гордились тем, что они русские, православные.
У ЭКРАНА
Горестно без Шукшина Василия
(Спят мертвецки Стенька, Фрол и Стырь),
Он провидел сердцем обезсиленным,
Что пролезут черти в монастырь.
Глянь: из полированного ящика
В душу, словно в нищую суму,
Сыпят, сыпят стукоток изящненько
Сто чертей в клубящемся дыму.
Выбор – на любого привередника.
После хрюш, степашек и каркуш
Вой кликуш сменяют слезы смертника,
За слезами – тот же вой кликуш.
Или вправду это время судное
Раздувает свет своей зари?
Прет на конкурс красота сосудная
Без огней, мерцающих внутри.
Русь моя, страдавшая без роздыху,
В чаше бед не видящая дна,
Знаю: ты не поплывешь по воздуху
Перед мутным взором колдуна.
Знаю: бесам выпадет что следует –
Мне об этом звезды говорят!
…Не прощай им, Боже, ибо – ведают,
Ведают, собаки, что творят!
Николай ДМИТРИЕВ
Коснувшись темы государственного устройства, мы заговорили о
монархии:
– Я давно хочу сделать творческую поэтическую программу по
Бехтееву Сергею Сергеевичу, царский цикл стихов. У него все так изложено –
лучше не сделать, ни добавить, ни убавить. Настолько все объективно, настолько
все точно проанализировано, как и у Мельникова Николая в «Русском кресте».
Мельников проанализировал отрезок жизни в сорок лет и сказал: «Что же
непонятного? Вот куда надо идти, воскресать надо внутри, воскресать надо!» То
же самое и Бехтеев: надо вернуть величайший по своей духовной красоте облик Царя,
донести правду о величайшем служении русскому народу этой святой семьи. Ведь
Царственные Мученики – эталон «малой церкви», они стяжали любовь к Богу и
ближним – от мала до велика, от Царя до Царевича, а он же мальчишкой был, когда
его убили…
Все прозвучавшие стихотворения и песни были актуальными, но
особенно – произведение Николая Рубцова «Видения на холме», поскольку именно
Козельск знаменит своей героической обороной, стоянием во время монгольского
нашествия на Русь в XIII веке.
ВИДЕНИЯ НА ХОЛМЕ
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
Засвищут стрелы будто наяву,
Блеснет в глаза кривым ножом монгола!
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя...
Россия, Русь – куда я ни взгляну!
За все твои старания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в твои леса и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы,
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.
Кресты, кресты... Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной – безсмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье...
Затем наш разговор перешел к теме казачества.
– Это одна из самых мощных сил в создании государства,
великой Российской Империи, – сказал Александр Иванович. – Казачество Русь
территориально слепило, оружием, дипломатией, кровью. Это были умнейшие люди,
которые объединяли нашу землю. Где-то воевали, где-то переговорами заключали
союзы, но никого не вырезали. Вся наша история связана с казачеством. Поэтому
сейчас нужно воссоздавать казачьи школы, обучать ребят воинскому делу, чтобы
мальчишки в лагеря ездили, становились защитниками, чувствовали, понимали, за
что в лоб дать надо, а когда «цыц!» сказать. Это очень важно. Но при этом надо
не заигрываться в казачков. А это зависит от руководителей, от людей; если
казачество возглавляет порядочный человек, он предупредит: «Что это у тебя
медалей столько, воевал что ли в Первую мировую?! Ну-ка, сними чужие награды!
Что ты нацепил на себя кресты, откуда ты взял их?» – «Дед носил». – «Ну, дед
носил, а ты-то здесь причем?! Повесь дома у себя, в иконостас, а носить не
надо...»
Мы поинтересовались мнением нашего собеседника и на тему
объединения русского народа, не раз затронутую в прочитанных им стихах, и об
опасностях, существующих на этом пути.
– Для объединения должны быть критерии. Какие? Конечно, не
разрушение, не убийство, не уничтожение, не угроза. Агрессия – это первый
признак того, что с такими людьми не надо объединяться. Т. е. должна быть
любовь и желание понимать друг друга. Нужно общаться с молодежью, с умной,
интеллектуальной молодежью, со студенчеством; они станут в какой-то степени
элитой общества. С ними надо объединяться. Для этого – вводить курс Православия
в школах, создать общую базу, чтобы они понимали, из какого теста мы все
замешаны. И избави Бог от сект! Это враг номер один. Они дробят Православие,
это их цель: раздробить и уничтожить.
Фундамент для объединения – патриотизм, история и, конечно,
вера. Лучше общаться с верующим человеком, чем с неверующим. Но, еще раз
подчеркну: никаких сект и радикалов, призывающих все ломать, крушить, – это
исключено!
В конце беседы мы попросили Александра Ивановича прочитать
какое-нибудь свое стихотворение, отражающее ключевую мысль его творчества.
– Вот, наверное, мое кредо:
+ + +
...Но все Божественно, все ново,
Намолен каждый русский век.
И потому и вновь и снова
Здесь русское сияет слово,
И воскресает человек...
О, как волнительно-желанно
Дыханье ранней тишины
С ее расплывчатостью странной
Среди росистости туманной
В объятьях доброй старины.
Средь дев-берез и стражей-сосен,
Колдуней-елей, вдов-осин
Как будто и не дышишь вовсе,
Боясь вспугнуть, встревожить осень
И дивный бисер паутин.
И слышишь запахи дурмана,
Увядших листьев сладкий тлен
И ропот, гул самообмана:
«Мы будем вечно, без изъяна,
Нас не коснется смертный плен».
И всякий звук – лишь восхищенье
Очарованьем красоты,
Прерывно-сладостное пенье,
Живой души отдохновенье
Среди хрустальной чистоты.
И летний зной благоуханья,
Осенней мудрости приплод,
Весны пасхальные венчанья,
И зим суровых прозябанье –
Из года в год, из года в год.
...Но все Божественно, все ново,
Намолен каждый русский век,
И оттого и вновь и снова
Здесь русское сияет слово,
И воскресает человек!
Газета «Православный Крест» от 15 января 2014 г.