Первый казачий крестный ход на лодках состоялся в
Оренбургской епархии с местной святыней – Табынской иконой Божией Матери. За
два с половиной дня четверо крестоходцев на лодках прошли по рекам Салмыш,
Сакмара и Урал расстояние порядком 170 км и вернулись в село Черногорье 11
августа.
Перед отплытием в знаковом историческом месте на реке Салмыш
у поклонного креста состоялся молебен о путешествующих, а также панихида по
казакам, погибшим в Первую мировую войну. 26 апреля 1919 года здесь произошло
решающее сражение между войсками генерала Колчака и «красными», в котором
участвовали казачьи подразделения. Колчаковцы были разгромлены. В историю
сражение вошло как Салмышский бой.
Организован был крестный ход по благословению митрополита
Оренбургского и Саракташского Валентина оренбургскими казаками (Оренбургское
городское казачье общество «Станица Славянская») и отделом культуры
Оренбургской епархии.
Столь необычный вид передвижения для казаков исторически
оправдан – еще в XVI веке они строили легкие и маневренные лодки, известные как
«чайки», лихо плавали на них и даже вели водные сражения.
Встречая казаков на лодках со святыней на берегу Урала и
отслужив благодарственный молебен, председатель отдела культуры Оренбургской
епархии протоиерей Георгий Горлов обратился к инициатору лодочного крестного
хода войсковому старшине Сергею Витальевичу Шемякину и его товарищам с кратким
словом: «Какая огромная милостью Божией дана нам страна на наше попечение, если
даже такой, казалось бы, небольшой отрезок по трем рекам пришлось плыть так
долго. К сожалению, мы очень безхозяйственно относимся к своей природе – вы
плыли и видели, в каком состоянии река и ее берега. Когда мы начинали на месте
Салмышского боя, я специально почитал, освежил в памяти описание – там столько
людей утонуло в Салмыше! А теперь кто там утонет? Да Салмыш из берегов выйдет,
если столько народу туда зайдет… Хозяйственная деятельность человека привела к
тому, что гибнут наши реки – малые и даже средние. И ваш крестный ход, с одной
стороны, нужен для духовного делания, а с другой – чтобы задуматься о состоянии
нашей природы».