Вознесение Господне относится к числу двунадесятых, то есть самых великих
праздников Православной Церкви.
Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные
друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступает праздник Вознесения.
Через десять дней после Вознесения – праздник Троицы.
Прежде чем говорить о Вознесении, следует остановиться на вопросе о
значении и смысле библейской и храмовой символики, о связи Священной Истории с
храмовой литургикой. Участвовать в религиозном празднике – это не только
вспоминать события Священной Истории, но мистически включаться в них, духовно
переживать их.
Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек
становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в
ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне – это сияющее
ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение – это
венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему
предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного
совершенства.
В своей земной жизни Христос подчинил себя времени и истории, и вместе с
тем он стоит над временем и историей, поскольку Он – их Творец и Владыка. Для
христианина жизнь Христа из Назарета – не прошлое как прошедшее, а актуальное
настоящее и бесконечное будущее. Христианский праздник – это соприкосновение
вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на
земле в сакральном пространстве храма.
Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и
эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина
Вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо еще знать его
особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что
Евангельская символика превращает события в отвлеченную аллегорию. Нет, Евангелие
– истина, но она многогранна и многопланова. В земном – присутствует небесное,
в историческом – вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает
сакральный план событий.
Евангелие – это откровение Божественного ума через человеческое слово. Откровение
о духовном мире, о вечной жизни, о союзе человеческой души с Божеством, о
высшей реалии бытия, находящейся за пределами феноменологии, о том, что не
может быть предметом сенсорного восприятия или логического анализа. Оно
воспринимается душой только через мистическую включенность, через интуитивное
проникновение в мир духовных сущностей, в мир Божественных энергий, в мир
сверхлогических категорий. Поэтому Священное Писание употребляет символ,
который должен возводить ум от знакомого и привычного к неизвестному и
таинственному, от видимого к невидимому.
Библейский символ является духовным звеном между интеллектуальной
возможностью человека и бездной Божественного гносиса. Когда мы берем в руки
Библию, то становимся перед великой тайной. Соприкоснуться с этой тайной можно
только через благоговение к ней.
Сорок дней прошло от Пасхи до Вознесения. Сорок дней Господь пребывал со
Своими учениками, уча их Тайнам Небесного Царства. До Воскресения Христа эти
тайны были бы для них непонятны и недоступны.
Число сорок символизирует время духовного испытания и земную жизнь. Сорок
лет вел Моисей народ по пустыне в Обетованную Землю. Сорок дней постился Иисус
Христос перед Евангельской проповедью. Сорок дней после Своего Воскресения Он
пребывал на земле, являясь своим ученикам и апостолам, приготовляя их к
принятию Божественной благодати и будущей проповеди Евангелия.
Апостольскую проповедь можно представить в виде трех концентрических
кругов, трех этапов со все более нарастающим напряжением:
-Проповедь апостолов, обращенная к своим соплеменникам, во время земной
жизни Христа Спасителя.
-После Воскресения Христа до Его Вознесения – миссионерство во всей
Палестине, что требовало больше духовной подготовки и самоотверженности.
-Всемирная проповедь апостолов после нисхождения Духа Святого, проповедь,
которую почти все они окончили мученической смертью.
На сороковой день по Воскресении Господь, окруженный учениками, вышел из
Иерусалима и направился к Елеонской горе. В прощальной беседе он говорил о
чудодейственной силе, которую дает человеку вера. Некоторые недоумевают, почему
теперь явственно не происходят те дивные знамения веры, о которых говорил
Христос.
Существуют разные степени веры:
-Вера, допускающая возможность и вероятность. Это вера рационалистов с
подавленным и заглушенным религиозным чувством. Она похожа на мерцающий блеск
звезд, которые не делают ночь светлой.
-Другая степень веры – это убеждение человека, но не согретое любовью
сердца. Она похожа на холодный и мертвый свет луны.
-Наконец, та вера, которая включает в себя и соединяет воедино ум, чувство
и волю человека, которая становится главной потребностью души, целью и
содержанием его жизни, непрестанным горением его сердца. Такая вера подобна
свету солнца, лучи которого несут тепло и жизнь. Такая вера – подвиг души,
такая вера чудодейственна и победоносна.
Евангелие повествует о Вознесении Христа на небо. Небо в Священном Писании
употребляется в трех значениях:
-Атмосфера вокруг земли – то, что воспринимается нами как огромный голубой
океан, в котором плывет, как корабль, наша земля.
-Космическое пространство. Это вид необъятного звездного неба, который
вызывал вдохновение и трепет не только у поэтов, но и у философов и великих
ученых. «Две вещи приводят меня в изумление – звездное небо надо мною и
нравственный закон во мне», – писал Кант. Когда Гагарина, возвратившегося из
космического полета, спросили, видел ли он в небе Бога, тот ответил «нет».
Такой ответ привел в восторг антирелигиозных примитивистов. Гагарин не понял, а
скорее не хотел понять, что космический полет был продвижением в физическом
пространстве, в «царстве вещества», а к духовному миру отношения не имел.
-Внематериальная духовная сфера, которая не мыслится в физических
категориях, измерениях. Она представляет собой уже другой план бытия. Однако
эта сфера – не антимир, не антиматерия, которые гипотетически допускаются
наукой, а эон вечности. В системе сакральных библейских знаков и образов
видимое небо может только служить символом духовных небес. Таким оно явилось в
событии Вознесения – событии, исторически реальном и мистическом.
Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий
воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную
славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной
жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия
человечества. Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны
помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и
вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и
сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным. Повествуя
о Вознесении Христа, евангелист Марк ввел образ-символ: Иисус Христос сел по
правую сторону Бога-Отца. Бог вневременен и внепространственен. Что значит это
иносказание, эта антропоморфическая метафора? Когда император избирал себе
соправителя, или его сын-наследник достигал совершеннолетия, то совершался
особый ритуал: интронизация. Во дворцовом зале ставили рядом два трона. На одном
сидел император. К другому подводили соправителя, и он садился по правую руку
от императора. Это означало их одинаковое достоинство и единую власть.
Этот образ-символ еще более подчеркивает аксиологическое значение
Вознесения. В лице Богочеловека Христа Спасителя все человечество получило
возможность бесконечного духовного восхождения.
Иисус Христос вознесся с простертыми в благословении руками. Апостолы и
ученики, стоящие у Елеонской горы, представляли собой первую христианскую
церковь. Этот образ, полный любви и надежды,– знак и обетование того, что
благословение Божие всегда пребывает в церкви и будет хранить Ее во веки.
Архимандрит Рафаил
(Карелин)