Верующие веками получали Святое Причастие из общей
Святой Чаши и с помощью общей святой лжицы
Центром литургической жизни Святой Православной Церкви является причащение
Пречистых и Животворящих Тайн. Немощные и больные, мы с верою прибегаем к
Господу нашему Иисусу Христу - Небесному Врачу душ и телес наших, дабы нам
получить исцеление от всех недугов душевных и телесных. А Сам Христос, исцеляя
слепорожденных, уверовавших в Его Божественную силу, говорит: «По вере вашей да
будет вам» (Мф. 9: 29); исцеляя кровоточивую, с верой прикоснувшуюся к Его
одежде: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни
твоей» (Мк. 5: 34).
Вот и сегодня Господь испытывает нашу веру. Вспомним слова Евангелия: «Иисус,
отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет
горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но
поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю
вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет
вам» (Мк. 11: 22-24).
В 1-й песне Канона из Последования ко Святому Причащению мы обращаемся к нашему
Господу: «Хлеб живота вечнующего да будет ми Тело Твое святое, благоутробне
Господи, и честная Кровь, и недуг многообразных исцеление». Таким образом мы
веруем и исповедуем, что Пречистые Тайны - Тело Христово и Кровь Его являются
всемогущим противоядием и лекарством от всех болезней.
В 6-й песне Канона мы обращаемся к Сыну Божию: «Да бых устранился от страстей,
и Твоея благодати имел бы приложение, живота же утверждение, причащением
Святых, Христе, Таин Твоих». «Живота же утверждение» - означает «жизни
утверждение» или «умножение лет жизни».
В 7-й песне Канона: «Источник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих
ныне Таинств да будет ми свет, и живот...». По-русски: «Да будет мне
причащение... жизнью».
В 9-й песне Канона: «Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да
спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, живущаго Тя имея в себе
со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве». Человек, с верою приходящий ко
Святому Причащению, становится обителью Пресвятой и Живоначальной Троицы.
В 1-й молитве Последования ко Святому Причащению мы просим Господа нашего и
Спасителя: «Господи... очисти мя от всякия скверны плоти и духа». Под «скверной
плоти» понимается любая, даже самая страшная болезнь.
Во 2-й молитве: «...Но да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела, и честныя Твоея
Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу».
В 5-й молитве: «...На щедроты Твоя дерзая прихожду к Тебе рекшему: ядый Мою
Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. Умилосердися убо,
Господи, и не обличи мя грешнаго, но сотвори со мною по милости Твоей; и да
будут ми Святая сия во исцеление, и очищение, и просвещение, и сохранение, и
спасение, и во освящение души и тела...»
В 9-й молитве: «...сподоби мя неосужденно причаститися пречистых, безсмертных,
животворящих и страшных Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную:
во освящение, и просвещение, крепость, исцеление, и здравие души же и тела...».
В 10-й молитве: «...отверзи ми утробы человеколюбия Твоего и приими мя
приходяща и прикаса́ющася Тебе, яко блудницу, и кровоточивую: ова убо края ризы
Твоея коснувшися, удобь исцеление прият».
Подходя к Причащению глаголем: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси
воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже
первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть
самая честная Кровь Твоя...».
В благодарственной молитве ко Пресвятой Богородице по Святом Причащении мы
просим: «Яже милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя,.. и сподоби
мя до последняго издыхания, неосужденно приимати Пречистых Таин освящение, во
исцеление души же и тела».
Разве может безконечно Благой и Милосердый Бог допустить, чтобы мы заболели,
причащаясь Его Пречистого Тела и Его Честныя Крови?
Митрополит Месогейский Элладской Православной Церкви Николай (Хадзиниколау) 3
мая 2020 года заявил: «Святое Причастие - это величайшее лекарство для души и
тела, через которое невозможно заразиться».
Владыка Николай спрашивает: «Возможно ли, чтобы Божие Причастие причинило
болезнь или малейший вред? Возможно ли Телу и Крови нашего Господа загрязнять
наше тело и кровь? Возможно ли, чтобы каждодневный опыт, которым мы живём уже
две тысячи лет, был подвергнут сомнению из-за рациональности и мелочности
нашего времени?.. Верующие, здоровые и больные, веками получали Святое
Причастие из общей святой чаши и с помощью общей святой лжицы, которую мы
никогда не омываем и не дезинфицируем, но при этом ни с кем никогда ничего не
происходило... Священники, которые ходят в лечебные учреждения, и в учреждения
по лечению инфекционных заболеваний, предлагают верующим Святое Причастие,
которое, в конечном счете, увеличивает их продолжительность жизни».
Митрополит Николай подчеркнул: «Святое Причастие - это самое святое, что есть у
нас как у Церкви. Людям предлагают величайшее лекарство для души и тела. Это
учение и опыт нашей Церкви». Он говорит: «Те, кто не верит в чудо Воскресения
Господня; те, кто ставит под сомнение девственность Его Матери после Рождества;
те, кто отвергает благоухание святых мощей; те, кто презирает Святое Святых;
те, кто богохульствует и выступает против нашей Церкви; те, кто стремится
искоренить даже малейшие следы веры, на самом деле пользуются этой возможностью
(ситуацией с коронавирусом), чтобы оскорбить Таинство Святого Причастия».
На самом деле, когда в человеке начинает действовать земной человеческий разум,
меркнет его вера, а враги Христа этим умело пользуются.
«К сожалению, настоящая проблема не в вирусе, вызывающем грипп, - как
утверждают СМИ, - и не в вирусе, вызвавшем глобальную панику, - как утверждают
медицинские ассоциации, - а в вирусе, вызывающем неуважение. Этот вирус на
самом деле является "зародышем” недоверия», - отмечает Владыка.
А 12 мая 2020 года Священный Кинот Святой Горы Афон выступил с заявлением в
связи с ограничениями богослужений в условиях карантина из-за коронавируса.
Святогорские отцы считают, что карантин не должен ограничивать свободу
проведения богослужений и право верующих участвовать в Таинствах Церкви.
Они подчеркивают: «Таинство Причастия является источником спасения, надежды,
света и участия в жизни Господа, и ни в коем случае не может стать причиной
передачи инфекционных заболеваний или любого другого зла. Об этом испокон века
свидетельствует опыт и учение нашей Церкви, в это мы твердо веруем как христиане
и верные члены Тела Христова. Церковь, как в прошлом, так и поныне, преподает
вечные блага, Кровь и Тело Христовы, посредством которых мы можем соединиться с
распятым и воскресшим Христом, побеждая смерть».
В заявлении поясняется, что «это величайшее Таинство Православной Церкви
совершенно необходимо для духовной жизни, а потому верующие ни в коем случае не
должны лишаться Причащения Святых Таин». Священный Кинот отмечает, что не
возражает против принятия мер по защите от коронавируса, «однако ни в коем случае
не следует связывать эту пандемию и усилия, направленные на её преодоление, с
возможностью верующих участвовать в Святых Таинствах Православной Церкви,
поскольку в результате происходит ограничение свободы вероисповедания и
проведения христианских богослужений... В нынешних сложных обстоятельствах во
время пандемии нам еще больше, чем прежде, подобает искать прибежища в Боге,
применять те спасительные средства, которые дарует нам Церковь, призывать
Божественную помощь и ходатайство святых различными способами, известными в
многовековом опыте Церкви: совершать крестные хода с изнесением святых икон и
честных мощей, читать особые молитвы и совершать особые богослужения по этому
случаю... Христос - это надежда не только для каждого человека в отдельности,
но и для всего нашего мира; это Тот, Кто изгоняет любую боязнь, любой страх,
потому что Он - Победитель смерти», - говорится в заявлении, которое приняли на
общем собрании все представители и настоятели двадцати монастырей Святой Горы
Афон.
Ранее с соответствующим заявлением выступил Священный Синод Кипрской
Православной Церкви. Иерархи не стали запрещать верующим причащаться из-за
коронавируса. «Тело и Кровь Христовы не могут стать источником распространения
вируса», - подчёркивается в заявлении. Члены Синода Кипра заявили, что Святое
Причастие не просто символизирует, а является настоящим Телом и Кровью Господа,
а потому мысли о возможности передачи коронавируса через Евхаристию богохульны:
«Что касается Святого Причастия, то мнение Церкви известно, - говорится в
обращении Синода. - Святое Причастие не символизирует, но является Телом и
Кровью Христа. Было бы богохульством думать, что Тело и Кровь Христа могут
передавать любую болезнь или вирус. Как показывает многовековой опыт
христианства, доказательств такой передачи нет. Священники, которые служили в
инфекционных больницах и причащали пациентов, в конце концов, употребляли
остаток Божественного Причастия сами, используя ту же лжицу. Ни один священник
не был заражен в этих случаях».
Чтущий да разумеет.
Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель
Источник: www.ruskline.ru