«Японские СМИ услышали в словах Путина намек на Курилы», «Японцы
увидели в поправках к Конституции РФ лазейку для Курил», «Toyo Keizai (Япония):
поправки в Конституцию России и перспективы переговоров по "северным
территориям"», - появившиеся в последние дни статьи с такими заголовками
имеют под собой основание. В них, в частности, отмечается: «Путин посетил
рабочую группу по конституционной реформе, согласившись с пунктом, запрещающим
передачу его территории в другую страну, но понимая, что это положение не
запрещает "пограничные переговоры”. На переговорах о мирном соглашении с
Японией передача северных территорий считается вопросом демаркации границы, и
существует вероятность того, что после внесения поправки в Конституцию будет
проявлена гибкость...
Нынешний глава правительства Японии Синдзо Абэ уже неоднократно
встречался с президентом РФ Владимиром Путиным в попытке договориться по
вопросу Курильских островов. Более того он самонадеянно отмечал, что данный
вопрос уже практически решен, хотя никаких видимых результатов не наблюдалось.
Заявление российского Правительства о новых поправках и вовсе
всколыхнуло японских экспертов. Они сочли, что подобные нововведения поставит
крест на их надежды по возвращению Курил. Однако нашлись и те, кто увидел в
этих поправках некоторую лазейку. Гласящая в поправках формулировка "за
исключением случаев проведения демаркации или редемаркации границ с соседними
государствами” дает основание полагать, что все дальнейшие переговоры на счет
Курил не будут входить в данный запрет...
Администрация Абэ последовательно проводит подготовку
территориальных переговоров. В связи с этим особую важность представляла
встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его японского коллеги
Тосимицу Мотэги, прошедшая вечером 15 февраля в Мюнхене. В ходе встречи Мотэги
заявил, что сотрудничество России и Японии уверенно развивается. Он также
добавил: "Я хочу продолжить обсуждение двухсторонних проблем, включая
вопрос подписания мирного договора, чтобы этот год стал плодотворным”. После
встречи японский министр пояснил журналистам: "Сейчас другая фаза. Борьба
принципов закончилась. Мы на этапе конструктивного общения. Я хочу осуществлять
совместную работу по устранению принципиальных разногласий и развивать
переговоры”», - таковы ключевые моменты из указанных сообщений.
В тексте законопроекта № 885214-7 «О совершенствовании
регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной
власти», принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации,
говорится:
«Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря),
следующие изменения:
1) в статье 67:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Территория Российской Федерации включает в себя
территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное
пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с
федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация
публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным
федеральным законом”;
б) дополнить частью 21 следующего содержания:
"21. Российская Федерация обеспечивает защиту своего
суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением
делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской
Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части
территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются”».
Раскроем понятия, вошедшие в «исключения»:
1. «Делимита́ция границы (лат. delimitatio "разметка”) - а)
Определение общего положения и направления государственной границы между
сопредельными государствами путём переговоров. Постановления о делимитации
обычно являются составной частью мирных договоров или специальных соглашений об
установлении или изменении государственных границ; б) Делимитация границы -
договорное определение линии границы и нанесение её на карту с подробным
описанием её прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным
ориентирам и характерным признакам рельефа местности.
2. Демаркация (англ. demarcation "разграничение”) границы -
проведение государственной границы на местности с обозначением её специальными
пограничными знаками. Демаркация границы осуществляется на основании документов
о делимитации границы (договор, описание линии государственной границы с
приложением специальной карты) совместными комиссиями, создаваемыми на
паритетных началах».
3. Редемаркация границ - проверка и восстановление линии
государственной границы на местности и обозначение её пограничными знаками на
основе ранее составленных документов, как правило двустороннего характера
(протокола-описания, карт и протоколов пограничных знаков)».
Япония - сопредельная с Россией страна (сопредельный:
соседственный, порубежный, прилегающий, близкий). С Японией Россия имеет
морскую границу. Это узкие проливы: Лаперуза, Кунаширский, Измены и Советский,
отделяющие Сахалин и Курильские острова от японского острова Хоккайдо. Длина
границы с Японией примерно 194,3 километра.
Внесённое представителями рабочей группы в текст поправки в
качестве «исключения» положение о «делимитации, демаркации, редемаркации
государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами»,
как ожидают японцы, открывает для их страны «лазейку» для дальнейших
переговоров по «северным территориям».
Как считает ряд японских экспертов, имеющаяся в поправке
формулировка «выведет дальнейшие японо-российские переговоры за скобки
законодательного запрета».
Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель