Находясь в
Бутырской тюрьме, в 1923 году святитель Серафим Звездинский писал своим
духовным чадам в город Дмитров:
«Христос родился
в вертепе, встречу и я Рождество Его в темнице. Никогда не получал я столько
утешения, света и радости, как в тюрьме. Господь таким миром и сладостию
увеселяет душу мою, что на свободе я этого никогда не испытывал.
Радости мои,
дмитровцы родные, цветы архиерейства моего, врастайте глубже в благодатную
почву Православия. Не сходите с этой почвы. Ни на шаг не сошел и я, хотя и был
усиленно сводим. Господь подкрепил. Старчествовать приходится и здесь.
Праздную, светло торжествую четвертый месяц душеспасительного заключения моего.
Настал час отойти мне от вас, только теперь вижу, как люблю вас, до конца
возлюбил вас. Скажите, чтобы умер за вас, умру. Я молюсь с воплем и крепкими
слезами, чтобы Господь оградил Церковь Дмитровскую от вторжения лжеучителей…»
(Цит. по: Христовы воины.
М., 2006)
«Наши души должны
открыться для подвига»
Из воспоминаний сщмч. Кирилла (Смирнова), митрополита
Казанского:
«Когда нас с
архиепископом Фаддеем Тверским привезли во Владимирскую тюрьму, то поместили в
одну большую камеру с ворами и убийцами. Свободных коек не было, нам пришлось
располагаться на полу, в самом углу. Страшная тюремная обстановка подействовала
на меня удручающе, а владыка Фаддей, напротив, был спокоен, все время о чем-то
думал, а по ночам молился.
Однажды ночью,
когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, Владыка взял меня за руку и
сказал: "Для нас настало настоящее христианское время: не печаль, а радость
должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и
жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами”.
Моя рука была в
его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит огненный поток. В
какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало
спокойно и радостно. Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар
утешения, которым владел этот праведник».
«Совершается отбор
истинных воинов»
Из письма сщмч. Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, 1934
год:
«Так совершается суд Божий над Церковью и народом Русским. Ныне
отняты пастыри от пасомых именно для того, чтобы перед лицом суда каждый
совершенно самостоятельно избрал свой путь – ко Христу или от Христа, причем и
пастыри судятся как рабы. Совершается отбор тех истинных воинов Христовых, кои
только смогут быть строителями нового здания Церкви, кои только и будут в
состоянии противостоять самому "зверю”. Времена уже приблизились, несомненно,
апокалипсические».
Подпольное служение
О том, как жила Церковь в годы репрессий, рассказывает в своей
книге Алексей Арцыбушев:
«Скрывающиеся и
подпольно служащие батюшки имели свои точки по маленьким городкам, деревням и
поселкам, в которых жили их духовные дети. Покупали хибарки на самых окраинах
селений, на отшибе, ближе к лесам и подальше от людских глаз, чтобы незаметно,
через огороды ночами могли прийти сюда люди. Живет такая старушка на отшибе,
мало кто ею интересуется, а у нее в чуланчике или в сарае за дровами идет
служба. И народ там стоит, пришедший лесными тропами за много километров.
На одном месте
батюшка долго не засиживается – опасно. И вот темными ночами бредут старичок со
старушкой за 20 километров. На рассвете, еще не пропели петухи, а они уже в
другом месте, в другой хате, а там все готово для службы, и дожидаются их
духовные дети, заранее предупрежденные.
И так из года в
год ходят старички проселками. В котомках у них – облачение, сшитое из марли,
на груди – дарохранительница. У этих старичков есть имя и сан, есть великое
мужество и преданные чада, хранящие их тайну как зеницу ока. Но промеж себя в
разговорах все чада упоминают о какой-то "тете”: "тетя сказала”, "тетя
просила”, "тетя ушла, но скоро будет”.
Так одной из
"теть” был архимандрит Серафим (Климков) (1893–1970), который ходил пешком по
городам и весям с 1936 по 1941 год. За ним охотились, как за волком, оценив его
голову в 25 тысяч рублей, – но иуды среди чад не нашлось. Отец Серафим сыграл
огромную роль в жизни моей мамы и многих сотен других людей, принося безкровную
Жертву "о всех и за вся”»...
(Цит. по:
Милосердия двери.
Автобиографический
роман
узника ГУЛАГа. М., 2014)
«Я давал обещание
терпеть поношение»
15 июня 1924 года в Оптиной пустыни была отслужена последняя
всенощная. Многие плакали, а отец Никон (Беляев) утешал их:
«Я давал обещание
терпеть всякое озлобление, укоризну, поношение и изгнание. И если это
сбывается, если это терплю, то радоваться подобает, так как совершается чин
пострижения на деле».
Заботясь о своих духовных чадах, преподобный Никон много наставлял
их:
«Возьмем себе в
образец святого, подходящего к нашему положению, и будем опираться на его
пример. Все святые страдали, потому что шли путем Спасителя, Который был гоним,
поруган, оклеветан и распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают: "В мире
скорбни будете”. И все желающие жить благочестиво гонимы будут: "Аще
приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение”. Чтобы легче
переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не
привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией».
«На кощунствующих
надо смотреть как на больных, от которых мы требуем, чтобы они не кашляли и не
плевали. Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться
приветливо и с теми, которые не нравятся нам. В скорбях и искушениях Господь
помогает нам. Он не освобождает нас от них, но подает силу легко переносить,
даже не замечать их».
«Зло не так уж
безгранично…»
Находясь в заключении, сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиепископ
Курский и Обоянский (+1938), писал свои «Размышления на отдельные места
Священного Писания»:
«Зло всегда на
земле борется против добра, ложь – против истины, сатана – против Христа
Спасителя. Особенно сильно вооружился сатана против Спасителя во время Его
земной жизни. Были собраны все силы зла, книжники и фарисеи скоро возненавидели
Мессию. Среди апостолов оказался предатель Иуда Искариот. Остался народ,
который любил и чтил Спасителя. Но и народ сатана сумел убедить – через
книжников – предать своего Благодетеля на распятие. Все ученики, кроме Иоанна,
разбежались от страха. Пламенный и преданный Петр отрекся от своего Господа.
Христу Спасителю была назначена позорнейшая публичная казнь, хуже коей ничего
не было: висеть на крестной перекладине обнаженным, на виду у всех, терпеть
гвозди в теле. И Спаситель – опозоренный, осмеянный, оплеванный – умер на
Кресте! Сатана имел полный успех. Злоба и ненависть врагов Спасителя насытилась
досыта Его позором и смертью.
И что же? Оказалось, что всему этому давно уже предопределила быть рука Божия!
Все наперед было предсказано в ветхозаветных книгах людьми, вдохновляемыми
Богом. Это значит, ничто на земле не совершается без воли Божией. И зло не так
уж безгранично, а совершается лишь то, что попускает Господь, Владыка всего…
Христианин,
изнемогающий подчас от страданий за Церковь Божию! Знай, что все скорби,
случающиеся с тобою и с Церковью Божией, совершаются не без руки Господней.
Твердо стой в святой Православной вере, ни на минуту не изменяй ей и возлагай
всю надежду на Господа, Который никогда не оставляет нас и печется о каждом (1 Пет. 5, 7)».
Источник:http://www.pkrest.ru/243/243-1.html