Глас православного народа Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа  
 
 
 
Глас православного народа
Глас православного народа
 


СВЕТ РАЗУМА
Автор: admin   |   Просмотров: 285   |   Информация

СВЕТ РАЗУМАВелией благочестия тайной называет слово Божие явление Христа во плоти; даже то, как Он проповедан в народах, принят верой в мире и вознёсся во славе, – и это всё апостол называет тайной бесспорной (1Тим. 3:16), сокрытой от веков и родов (Кол. 1:26).И, конечно, ни творение мира, ни все чудеса Промысла, ни дивные и несказанные явления природы, как проповедь всемогущества и премудрости Творца, – ничто не может сравниться с величием той тайны, непонятной, непостижимой, поражающей, которую мы ныне воспоминаем и воспеваем любопразднественными чинми, в полноте духовной всеобъемлющей и всемирной радости: ничто не может сравниться по величию и таинственности с тайной воплощения Божества, с тайной Еммануила, с тайной Богочеловечества.

А между тем, что мы слышим ныне от святой Церкви? Пред нами тайна, – а Церковь воспевает радостно и торжественно: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, т.е. познания (τνώσεος). Он уверяет нас: Господу Иисусу, рождшуся от Святые Девы, просветиться всяческая (стиховня 2 на Господи воззвах); Свет нам возсия, Христе Боже, Твое пришествие (стиховня 3). Она напоминает нам предсказание древнего пророка: наполнися вся земля познати Господа, яко воде мнозей покрыта моря (паремия пророку Исаии, глава 11), и это познание относит к Рождеству Христову. И в доказательство и в знамение такого познания Церковь указывает нам ныне на пастырей и волхвов, наконец, на весь мир, в котором, после вочеловечения Христова, многобожие идолов упразднилось (на Господи воззвах Кассиино).

Как совместить здесь тайну и познание, покров непроницаемости и свет всемирный и всем доступный?

Ответ один: тайна, действительно, непостижимая, но, принятая верой, она не только не противоречит разуму, напротив, она его расширяет, возвышает его силы и делает способным вместить и уразуметь то, чего он познать своими естественными силами не в состоянии; она всё осмысливает и всё озаряет высшим светом. Без неё всё – мрак, всё – бессмыслица, всё – непонятно. С ней – всё ясно, всё открыто, всё исполнено смысла и в настоящем, и в веках минувших и грядущих. Ведь и природа – тайна, и наше рождение – тайна: но родившись и вошедши в жизнь, мы имеем пред собой обширное поле деятельности, и живём и работаем, не задумываясь над тайной жизни, не останавливая своей деятельности из-за того только, что вход наш к ней и исход из неё покрыты облаком таинственности. И свет вокруг нас – тайна природы. Но когда глаза наши здоровы и воспринимают свет, мы при помощи глаз видим всё окружающее, различаем и оцениваем предметы, – и сохраняем свою жизнь, продолжаем свою работу, не бросаем её из-за того, что не знаем, откуда свет, откуда глаз и как это происходит и случается так, что мы видим...

И тайна вочеловечения Божества – такая же всё осмысливающая тайна. С нами Бог, и мы с Богом. Бог вочеловечился, и человек как бы обожился и «сделался причастником Божественного естества» (2Пет. 1:4). Бог с неба сошёл на землю, и человек с земли восходит на небо.

Всегда жила в человеке жажда познать истину, соединиться с Богом, Его волю узнать, Его откровение слышать. Но он был в познании Бога и Его истины подобен слепому, и слепой ведь движется, ищет и находит предметы, осязает их; однако, он не имеет представления о мире. Откройте ему глаза, исцелите слепоту, дайте ему яркий свет, и он увидит всё вокруг, и он поймёт соотношение предметов и явлений, он представит себе всё ясно. Но если человек был некогда зрячим, а потом в детстве потерял зрение, то он о многом хранит воспоминание, кое-что себе представляет. С годами его представления сглаживаются и тускнеют, он не так представляет вещи, он забывает их очертание, величину, расстояние и проч. Тем бо́льшая у него тогда жажда вновь увидеть свет, вновь иметь пред собой открытым мир. И люди в познании истины, в познании смысла жизни, в жажде общения с Богом были именно в таком положении: человечество на заре своей жизни знало Бога в Эдеме, слышало Его заповеди, разумело смысл жизни, разумело смысл всего сущего. Но грехом и преступлением оно изгнано из Эдема, и пошло в затмении духовных очей своих блуждать по миру, ощупью находя истину, прислушиваясь к каждому слову, которое обещало ему познание истины и увлекало ложными огнями и обманчивыми звуками. Только хранило оно в тусклых воспоминаниях образ истины, и искало всюду Бога.

И вот, явились звездам служащие, и кланявшеся им, как Богу (λατρεύοντες) – это мудрецы-волхвы Востока, испытывавшие и вопрошавшие природу, изучавшие небо и землю и, в жажде богопознания, пришедшие к обоготворению светил небесных. И вот, явились на Западе, в мудрой Греции и в могущественном Риме, люди, обоготворявшие людей под видом всевозможных измышлённых божеств, мнимая жизнь которых была изукрашена всевозможными сказаниями, самыми поэтическими, самыми захватывающими, красивыми и восхитительными. И вот, явилось в мире многобожие идолов. В год рождения Спасителя в одном Риме было десять тысяч богов и безмерное количество идолов.

Одно ли заблуждение было во всех этих религиях? Нет, в них было нечто истинное: здесь воспоминание о бывшем блаженстве, о близости к Богу, здесь вековечное и неистребимое стремление к Божеству, к соединению с Ним, здесь жажда и ожидание, что все опять научены будут Богом (Ис. 54:13; Иер. 31:34); здесь сознание человеком своей немощи, искание высшей помощи.

В ответ на эти искания, когда пришло исполнение времени, уреченное в Божественном Промысле, послал Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от жены, да вси всыновление приимем (Гал. 4:4–5); открылась, наконец, тайна соединения человека с Богом и воплощения Божества. Вы, волхвы, искали Бога в звёздах, и физический свет их принимали за озарение истины. Нет, Бог превыше этого, вы тварь приняли за Творца. Он послал вам звезду и, ей ведо́мые, вы звездой учились и пришли не к звезде, а к солнцу правды, и не к востоку физическому, пред которым вы, как пред источником света, благоговели, а к вечному и вышнему Востоку и Источнику Света – Христу.

Вы, мудрые эллины, обоготворили человека, вы по смутному чутью говорили о бесчисленных воплощениях Божества, вы в искании Божества населили всю природу, горы, леса, реки и озера мнимыми богами, вы хотели в идолах их приблизить к себе и сами к ним приблизиться. Чутьё у вас было верное, но путь к Богу и Истине избран неверный! Да, есть Господь, но Господь Единый; да, Он, чтобы спасти человека, возжелал соединиться с ним, и ныне, как Еммануил, соединился; да, весь Мир – Его царство всех веков и владычество во всяком роде и роде; да, Он приблизился к нам и нас к Себе приблизил.

Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Приидите же, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: вот средостение между Богом и людьми разрушилось; вот пламенное оружие плещи даёт и херувим отступает от древа жизни; вот открыт вход к этому древу вечной жизни, и мы райской пищи причащаемся, от которой были изгнаны преслушания ради...

Что же? Неужели исцелённые от слепоты люди вновь пойдут к мраку? Неужели для того двадцать веков сиял свет разума и познания в мире, чтобы люди возлюбили более тьму, нежели свет? Неужели опять мы будем переживать, и разделять древние заблуждения, и кланяться звёздам, и обоготворять человека и ползать, и пресмыкаться в прахе пред идолами?

Да, высокая тварь – человек! Но чем с большей высоты падаешь, тем сильнее расшибёшься. Высокая тварь – человек, но пасть может низко. И ныне видим среди людей восстание на Божество. И ныне слышим в новых учениях, особенно в безбожном социализме, призывы покланяться одной природе и ценить только материальное благо. И ныне горделивый ум человека в ослеплённом безумии выдаёт за богов и идолов свои жалкие создания в науке, в искусстве, в общественном устроении, в государственном строительстве.

Он мечтает создать такой строй жизни, такой уклад «нового государства», в котором не нужно́ будет богочеловеческое общество, в котором религиозно-нравственное начало будет упразднено, в котором Божественное и человеческое разобщены будут навеки. Правдой будет не то, что указано Богом, а то, на чём согласится большинство людей или их выборных представителей. И люди, будто бы, будут счастливы, когда заживут такой правдой.

Что же? Пусть не смущает всё это верных, пусть не омрачается радость праздника, ведь и у Христовых яслей пели ангелы, благоговела Мария, трепетал и веровал Иосиф, покланялись пастухи, приносили дары мудрые цари-волхвы. Но животные у яслей ели сено, овны пастырей собирали траву и корни, а Ирод спал, а Вифлеем безмолвствовал, a Иерусалим не ведал совершившегося. Но мир просветился от яслей Христа, а не от дворца Иродова; но человечество нашло счастье и истину в христианстве и в смиренной вере волхвов-пастырей, а не в горделивой мудрости Иерусалимских книжников и эллинских мудрецов.

Приидите, вернии! Свет нам возсия в Христовом пришествии, и свет познания озарил наши умы и сердца чрез Рождество Христово. Знаем Бога, знаем Его закон, знаем путь жизни, знаем, что добро и зло, знаем, что должно нам устроить царство человеческое так, чтоб оно было Царством Божиим, знаем, что тайна боговоплощения есть тайна богочеловеческого общества на земле, переходящего в вечную жизнь на небе.

Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную.

Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе! Аминь.

Священномученник Иоанн Восторгов, 1907г.

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Распечатать


Другие новости по теме:






апостасия, беззаконие, видео, военное, волчий собор, главная новость, глобализация - построение царства антихриста, гонения, ересь жидовствующих, еретики, иностранное, интервью, исповедничество, история, кощунство, крестный ход, культура, мировое антихристово правительство, народ, обновленчество, обращения, общественные организации, патриотизм, политика, праздник, протест, Русская Православная Церковь, святые, святые отцы, Сербская Православная Церковь, содомиты, суд, Украинская Православная Церковь МП, храм, царская власть, Церкви поместные, церковные каноны, экуменизм - ересь ересей, электронный концлагерь, ювенальный безпредел

Показать все теги
Глас православного народа
Глас православного народа
статьи и письма
Глас православного народа
Глас православного народа

Календарь
Глас православного народа
Глас православного народа
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Глас православного народа
Глас православного народа




Архив статей
Глас православного народа
Глас православного народа
Июль 2020 (24)
Июнь 2020 (21)
Май 2020 (53)
Апрель 2020 (46)
Март 2020 (55)
Февраль 2020 (50)


Глас православного народа
Глас православного народа

Глас православного народа
 
Глас православного народа
авторизация
Глас православного народа
Глас православного народа





ОПРОС:
Глас православного народа
Глас православного народа
Читаете ли Вы утренние и вечерние молитвы?

Да, каждый день
Не каждый день
Редко читаю
Только утренние
Не читаю



топ-статьи
Глас православного народа
Глас православного народа



Глас православного народа
Глас православного народа


Глас православного народа   Глас православного народа   Глас православного народа
© 2005-2020 газета "Глас православного народа" | написать письмо редактору Сорокиной Анастасии