Почему многие современные люди, глядя на те или иные
глобальные события, часто не в силах понять того, что происходит? Одна из
причин этому – неверное название, утвердившееся за данным событием. Можно
рассмотреть эту истину на примере нынешней церковной ситуации на Украине.
С самого начала люди, озвучивавшие данную проблему ввели
ошибочный термин для обозначения происходящего, назвав его расколом в мировом
Православии. Но ведь раскол – это разрыв общения без изменения в догматике, как
пишет свт. Василий Великий (Правило 1-е). Соответственно, когда при разрыве
канонического общения происходит искажение догматики, тогда раскол
трансформируется в ересь. Таково православное понимание ереси и раскола.
Иной смысл в эти понятия вкладывают западные и в частности
католические теологи. По их мнению, любой разрыв канонического общения – это
раскол (схизма). Неслучайно паписты до середины ХХ в. называли православных
схизматиками. А ереси для них, особенно после революционных реформ Второго
Ватиканского собора, практически не существует. Соответственно, этот же термин
– раскол – применяется западными теологами при описании отпадения Римской
церкви от Православия в XIв.
Падения в ересь не было – утверждают они. – Поэтому в 1054 г. Церковь Христова просто
раскололась на Западную и Восточную.
Эту порочную идею подхватили и некоторые современные
православные теологи, не далекие умом и не стойкие в вере, проводя параллели
между церковными событиями XIиXXI вв. между тем в этих
на первый взгляд незначительных терминологических различиях скрывается
серьезная опасность.
Ибо там, где раскол, а разницы в вере нет, там
напрашивается вывод о том, что надо искать соединения. Там же, где победила
ересь, слово раскол применять не просто безграмотно и ошибочно, но и преступно
в той мере, в которой оно сумеет ввести в заблуждение тех, кто его некритично воспримет,
сделает неправильные выводы и лишится своего спасения.
Поэтому нужно прямо и честно признать, что происходящие
сейчас на Украине и Православном Востоке события – это отнюдь не трагический
раскол в мировом Православии. Это – банальное отпадение в ересь
Константинопольского и Александрийского патриархов, Афинского митрополита и
части единомысленных с ними иерархов, священнослужителей и мирян такое же,
каким было отпадение римского папы в 1054 г. Отпадение же от Церкви еретиков
или раскольников нисколько не вредит единству мирового Православия точно так
же, как отпадение от дерева засохшей ветки не вредит его корню, стволу и другим
здоровым частям.
Вот почему экуменические слюни и нытье здесь неуместны.
Суровая реальность такова, что состояние отпавших от церковной полноты членов
иначе, как анафема охарактеризовать невозможно. И чем раньше этот диагноз будет
поставлен, тем скорее осознают свое заблуждение пораженные болезнью бывшие
члены церковного организма, которые еще способны к духовной реанимации. А для тех,
в ком процесс загнивания уже начался, но еще не перешел в завершающую открытую
фазу, это стало бы мощным импульсом для того, чтобы приложить все силы к
предотвращению смерти своей души. Но и для самих ересиархов это стало бы
милостью, поскольку смягчило бы для них суд Божий. Ибо чем больше людей они
увлекут за собой в погибель, тем больше углей соберут на свою несчастную окаянную
голову.
Из
редакционной почты