Я не привожу
дословно следующего вашего вопроса, а передаю только его сущность. Клятву и
анафему, в прежнее время соборно наложенную восточными Патриархами на
противящихся Соборной Церкви, т.е. на крестящихся двумя перстами или в
чем-нибудь другом не покоряющихся, эту анафему разрешил ли впоследствии
какой-нибудь восточный Собор или нет? И могут ли какие-нибудь архиереи помимо
Собора и без согласия и воли восточных Патриархов разрешить эту клятву? И если
эту анафему никто из архиереев без воли восточных Патриархов разрешить не
может, и она от восточных не разрешена, то не будут ли некоторые из христиан в
противлении и в нераскаянии своем умирать в этой соборной анафеме? Горе нам! И
приятно ли будет таким церковное поминовение? Не лишите о нас и об этом
истинного разъяснения.
Ответ: клятва или анафема на
противящихся Соборной Церкви, т.е. на крестящихся двумя перстами или в
чем-нибудь ином противящихся и не покоряющихся, будучи соборно наложена
восточными Патриархами, имеет оставаться благодатию Христовой твердою,
непоколебимою и неразрешимою до скончания века.
Вы еще
спрашиваете: наложенную анафему разрешил ли впоследствии какой-нибудь
восточный Собор или нет?
Отвечаю: мог ли быть подобный Собор, за
исключением какого-нибудь противного Богу и Святой Церкви, который бы собрался
на опровержение истины и утверждение лжи? В Церкви Христовой такого
злочестивого Собора во веки не будет.
Вы еще
спрашиваете – могут ли какие-нибудь архиереи, помимо Собора и согласия и
воли восточных Патриархов, разрешить подобную клятву?
Отвечаю: это никак невозможно; несть бо
нестроения Бог, но мира.
Знайте
твердо, что все архиереи при своем рукоположении получают одну и ту же
благодать Святаго Духа и обязаны, как зеницу ока, хранить чистоту и
непорочность Православной веры, а также и все апостольские предания и правила
святых Апостолов, вселенских и поместных Соборов, и богоносных Отцов, какие
содержит Святая, Соборная и Апостольская Церковь.От того же Святаго
Духа они приняли власть вязать и решить по тому чину, какой установил Святый
Дух через святых Апостолов во святой Церкви. Разорять же апостольские предания
и церковные правила – такой власти архиереи от Святаго Духа не получили,
поэтому разрешить вышеупомянутую анафему на противников Соборной Церкви, как
правильно и согласно святым Соборам наложенную, ни архиереям, ни восточным
Патриархам никак нельзя, а если бы кто покусился это сделать, то это было бы
противно Богу и святой Церкви.
Вы еще
спрашиваете: если эту анафему никто из архиереев не может разрешить без
восточных Патриархов, то не разрешена ли она восточными?
Отвечаю:не только никакому архиерею
без восточных Патриархов, но и самим восточным Патриархам невозможно разрешить
эту клятву, как об этом достаточно уже сказано, ибо таковая анафема
вечно неразрешима.
Спрашиваете:
«не будут ли некоторые из христиан в своем противлении и нераскаянии
умирать в этой соборной клятве? Горе нам!»
Отвечаю: в этом вашем вопросе для меня
заключаются три недоумения. Первое – «некоторые из христиан». Второе: «Не будут
ли в противлении и нераскаянии своем умирать в этой соборной анафеме». Третье:
«Горе нам!»
В первом
случае я
недоумеваю, какие же это христиане, которые без всякого раскаяния противятся
Соборной Церкви? Такие недостойны и называться христианами, но по справедливому
суду церковному должны именоваться раскольниками. Истинные христиане во всем
повинуются святой Церкви.
Второе: не будут ли, в противлении и
нераскаянии своем, умирать в этой своей анафеме? Я недоумеваю об этом вашем
вопросе: ибо каким образом эти мнимые христиане, пребывая без раскаяния во
всегдашней своей непокорности Церкви, не будут умирать в этой соборной анафеме?
Безсмертны ли они, те, о которых вы недоумеваете, будут ли они умирать? И как
они могут не умирать, будучи смертными, да еще находясь под анафемой, и вдвойне
смертными и душевно и телесно, как умерли в этой же соборной анафеме без
покаяния и всегда умирают безчисленное множество раскольников? Так и эти мнимые
христиане,если от всего своего сердца не обратятся к Церкви Христовой
с истинным покаянием, то несомненно умрут в вышеупомянутой соборной
анафеме.
Третье мое
недоумение относится к
вашим словам: горе нам! Эти ваши слова влагают в мою душу мысль, не вы ли те
некие христиане, нераскаянно противящиеся Церкви, и боитесь и трепещете наложенной
от Соборной Церкви на таких противников анафемы, и поэтому так тщательно о ней
расспрашиваете, не разрешил ли ее какой-нибудь восточный Собор? Боясь умереть в
анафеме и не вынося постоянного угрызения совести, вы и вопиете: горе нам!
Если вы
истинные православные христиане, во всем повинующиеся Церкви, родившей вас
святым Крещением, и крестящиеся по преданию святых Апостол первыми тремя
перстами правой руки, и спрашиваете меня не о себе, а о других, то и
вышеупомянутая анафема на вас не распространяется, и потому вам отнюдь не
следовало говорить о себе столь жалостно: горе нам! Эти слова ваши и внушили
мне вышеизложенное о вас мнение, каковое да истребится из души моей! Прошу вас,
дайте мне через известный вам случай совершенное удостоверение о вашем
мудровании, ибо мы с противящимися святой Церкви и крестящимися двумя
перстами не можем иметь никакого общения.
Источник: https://www.pkrest.ru/239/239-1.html