Священный
Синод Украинской Православной Церкви высказался относительно последних событий
в сфере межправославных отношений…
Блаженнейший митрополит Онуфрий с архиереями УПЦ и своей
паствой 6 декабря 2019 года в Киеве под председательством Блаженнейшего
митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось последнее в этом году
заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, на котором было
принято специальное заявления в связи с вступлением Элладской Православной
Церкви и Александрийского Патриархата в общение с украинскими раскольниками.
Священный Синод Украинской Православной Церкви, обсудив
последние события в сфере межправославных отношений, заявляет:
1. Вынуждены констатировать, что вследствие
антиканонических действий Константинопольского Патриархата на Украине, а также в
связи с принятием в общение Предстоятелями Элладской и Александрийской
Православных Церквей раскольнической «Православной Церкви Украины», ситуация в
мировом Православии значительно ухудшилась, и разделение между Поместными
Православными Церквами углубилось не только на административном, но и на
духовном уровне — то есть на уровне общения в Таинствах.
2. Стало очевидным, что этот кризис является не только
проблемой двусторонних отношений между Константинопольским и Московским
Патриархатами, а касается всего мирового Православия — всех Поместных
Православных Церквей, поскольку разрушает сами основы жизни и миссии Церкви
Христовой. Эта проблема носит не административный, а экклезиологический
характер. Наружу вышла новая концепция первенства Константинопольского
Патриарха как «первого без равных» в мировом Православии, которой никогда не
знала Православная Церковь, и которая фактически является нарушением принципа
соборности Церкви и следствием неправильного понимания природы Церкви вообще и
роли отдельной Поместной Церкви в Теле Христовой Церкви в частности. Кроме
того, Константинопольский Патриархат начал допускать до сослужения лиц, не
имеющих священного сана, что является кощунством и надругательством над
Евхаристией.
3. Учитывая это, прекращение Украинской Православной
Церковью евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом и с
Церквями и иерархами, которые признали раскольников, является не
злоупотреблением Евхаристией или тем более шантажом Евхаристией, как кое-кто
иногда говорит, а наоборот является защитой Евхаристии и сохранением
канонической и духовной чистоты и непорочности Церкви. Ведь Господь наш Иисус
Христос, по словам святого апостола Павла, «возлюбил Церковь и отдал Себя за
нее .., чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющей пятна, или
порока, или чего-то подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.
5:25−27).
4. Именно по этим причинам лживыми и манипулятивными
являются обвинения в адрес Украинской Православной Церкви в том, что якобы она
движется к самоизоляции, прекращая евхаристическое общение с теми, кто вступил
в общение с нераскаянными раскольниками. На самом деле мы отстаиваем чистоту
канонического предания Церкви, защищаем Церковь от кощунства. Иначе, если к
священнослужению допускаются лица, не имеющие законных хиротоний, если раскол
объявляется Церковью, а настоящая Христова Церковь игнорируется или называется
расколом, то возникает опасность подмены Церкви. Кроме того, такими
антицерковными действиями стирается грань между Церковью и расколом. В результате
создается новая «церковь», основанная людьми, вместо той, которую основал
Господь наш Иисус Христос, приобретя ее Себе Кровию Своею (см. Деян. 20:28).
5. Один из базовых принципов канонического права
Православной Церкви заключается в том, что тот, кто вступает в евхаристическое
общение с отлученным, сам отлучается от общения с Церковью. В связи с этим,
принятие некоторыми Поместными Церквями в общение лиц, которые совершили раскол
в других Поместных Церквях, не принесли за это покаяние и не имеют истинного
священного сана, автоматически ставит перед ними вопрос относительно того, не
является ли дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с раскольниками
соучастием в этом грехе и нарушением приведенного выше канонического принципа?
6. Считаем, что единственным способом выхода из этого
кризиса является всеправославное соборное обсуждение и решение всего комплекса
этих проблемных вопросов. Осознавая все сложности, связанные с созывом такого
Всеправославного совещания, иного выхода из кризисной ситуации мы пока не
видим. А поэтому приветствуем инициативу Блаженнейшего Патриарха Святого Града
Иерусалима и всей Палестины Феофила III о созыве Всеправославного совещания в
Иордании. В тяжелые времена истории нашей Церкви уже был случай помощи
Иерусалимского Патриархата, когда в 1620 году Патриарх Иерусалимский Феофан в
Киеве возобновил православную иерархию на замену тех, кто ушёл в унию под
давлением тогдашней польско-литовской власти. Одобряем, благодарим и с надеждой
смотрим на подобные призывы к созыву Всеправославного совещания от
Предстоятелей и иерархов других Поместных Православных Церквей, которые начали
всё чаще и сильнее звучать в течение последнего времени.
7. Констатируем, что, к большому сожалению, в жизнь
мирового Православия начали грубо вмешиваться геополитические и политические
факторы. Вследствие этого отдельные Поместные Церкви начали принимать церковные
решения под влиянием этих факторов, вопреки церковным канонам и многовековой
традиции Церкви. Мы понимаем, что каждая Поместная Церковь совершает своё
служение в рамках того или иного государства, а иногда и нескольких или многих
государств. Часто тот или иной православный народ исторически очень тесно
связан как с собственным государством, так и со своей Поместной Церковью.
Однако, по нашему глубокому убеждению, каждая Поместная Церковь в своем
служении Богу должна быть выше национальных, государственных или политических
границ и интересов и не поддаваться внешнему давлению, помня, что Царство
Божие, которое мы проповедуем, есть не от мира сего (см. Др. 18:36). Если
каждая Поместная Церковь будет ассоциировать себя исключительно с интересами
собственного государства, мировое Православие не сможет быть единым, ведь
бывает, что государства конфликтуют или воюют между собой, но Церковь должна
сохранять единство и примирять людей, а не становиться стороной или средством
противостояния. Выражаем надежду, что Святая Православная Церковь с Божьей
помощью найдёт силы преодолеть эти вызовы и сохранить своё единство, поднявшись
выше национальных и государственных границ и интересов, ведь во Христе нет «ни
эллина, ни иудея, .. варвара, скифа .. но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
8. Обращаемся к архипастырям, пастырям, монашествующим и
мирянам нашей Украинской Православной Церкви. Дорогие владыки, отцы, братья и
сестры! Не без промысла Божьего так случилось, что именно по Украине и по нашей
Церкви в рамках мирового Православия сегодня пролегает граница между Церковью и
расколом. В этой ситуации мы должны сохранить чистоту канонического строя и
учения Церкви. Нас пугают самоизоляцией. Но когда мы живём в истинной вере, то
самоизоляции не может быть, как говорил светлой памяти Блаженнейший Митрополит
Киевский и всея Украины Владимир: «С Христом не бывает самоизоляции».
Фактически, сегодня наша Украинская Православная Церковь, переживая
разнообразные испытания, отстаивает единство всего мирового Православия. Не
бойтесь! Вы находитесь в истинной Церкви! Любите Церковь, берегите Церковь и
себя в Ней, потому что через Нее Господь нас спасает. А всё остальное оставьте
на волю Божью. Помните, что не люди управляют Церковью, а Сам Господь. Будем же
молиться, чтобы Господь Духом Своим Святым исправил все ошибки человеческие, очистил
нас от всякой скверны и спас души наши!
Источник:
https://rusk.ru