«Зараженные
прелестию "мнения” встречаются очень часто, – пишет святитель Игнатий
(Брянчанинов). – Всякий, неимеющий сокрушеннаго духа, признающий за собою какия
бы то ни было достоинства и заслуги, всякийне держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но разсуждающий о каком
либо догмате, или предании произвольно, по своему усмотрению, или по учению
инославному, находится в этой прелести. Степению уклонения и упорства в
уклонении определяется степень прелести» (Творения иже во святых отца нашего
святителя Игнатия Ставропольского. Аскетические опыты. Т. 1. О молитве
Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 2-й, О прелести. М. 1996. С. 249).
Эти слова святителя Игнатия являются ключом к пониманию ситуации с т.н.
украинской автокефалией.
Любое непредвзятое
исследование подтвердит, что ни патриарх Варфоломей, ни один из его
предшественников никогда не имели канонического права вмешиваться во внутренние
дела других автокефальных Православных Церквей и делать церковные распоряжения
на территории канонической ответственности иных Патриархов. Святитель Тихон
Патриарх Московский в 1924 г. писал Константинопольскому Патриарху Григорию
VII: «Мы немало смутились и удивились, что... Глава Константинопольской Церкви
без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и
Главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела
Автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2-е и 3-е правила II
Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда
только первенство чести, но не
признавали и не признают за ним первенство власти
» (Цит. по: Коверин
Н. Восточный папизм Константинополя и перспективы созыва Всеправославного
Собора//Благодатный Огонь. 2011).
Однако,
несмотря на очевидные факты, теперь и священноначалие Элладской фактически
признало за Константинопольским патриархом первенство власти, выражающееся в
том, что он, будто имеет право вмешиваться во внутреннюю жизнь любой
автокефальной Церкви и отнимать у нее какую угодно епархию, митрополию, экзархат
или ее автономную часть под видом автокефалии.
Неправоту
каноническую и открытое попрание заповедей Божиих Стамбул, Афины и Вашингтон
пытаются возместить за счет политического шантажа, мощной информационной
поддержки и долларового дождя. Все направлено к тому, чтобы ложь сделать правдой,
черное белым и заставить всех признать данную манипуляцию, смириться с тем, что
раскольники и самосвяты сделались якобы каноничными православными.
Такое
поведение иерархов Константинопольской и подавляющего большинства Элладской
Церквей – удручающее свидетельство их нравственного помрачения
и тяжелого духовного состояния.
Из редакционной почты