Глас православного народа Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа
Глас православного народа  
 
 
 
Глас православного народа
Глас православного народа
 


Христолюбивое воинство: Димитриевская родительская суббота
Автор: admin   |   Просмотров: 348   |   Информация

 

 

Христолюбивое воинство: Димитриевская родительская суббота


Богоматерь с апостолом Петром и Ангелом

 

обходят Куликово поле после битвы

 

Нынешняя родительская суббота – Димитриевская – была установлена святым Великим Князем Димитрием Донским по совету и благословению преподобного Сергия Радонежского в вечное поминовение героев, павших на Куликовом поле. И хотя затем она стала днем памяти всех усопших православных христиан, однако особенно мы молимся в нее о воинах, во все времена полагавших души за землю Русскую. Вместо проповеди помещаем две небольшие заметки о христолюбии наших ратников из «Воронежских епархиальных ведомостей» времен Первой мировой войны, редактором которых в те годы был святитель Серафим (Соболев).

 

К ПСИХОЛОГИИ

РУССКОГО ВОИНСТВА

 

Вся Россия охвачена теперь мощным подъемом необычайного воодушевления. Но с особенной интенсивностью подъем этот переживается и обнаруживается в рядах войск, настроение которых является самым характерным показателем той духовной стихии, в которой живет и зреет душа всего народа. Если в Германии такая стихия есть преклонение пред внешней, деморализирующе-дисциплинирующей силой государства, то у нас эта стихия – внутреннее, свободное и благоговейно-любовное преклонение пред правдой, воспринимаемой народным сознанием как религиозный долг. Оружие народ поднял не столько для защиты себя и своей государственной безопасности, сколько во имя защиты правды, попираемой дерзким и грубым насилием. На ратный подвиг и труд свой народ, представленный в армии, смотрит как на религиозный долг, необходимо связанный с чистым служением правде. Самым лучшим комментарием и вместе иллюстрацией такого настроения служат наблюдения над душевным состоянием солдат во время Исповеди. Один из военных священников в письме к В. В. Розанову (см. его статью в «Нов. вр.» № 13912) делится с ним своими наблюдениями.

 

Более высокого и чистого состояния на Исповеди, чем со своими солдатами, я никогда не переживал. И, если было что плохо, так это разве то, что во мне шевелилось что-то вроде зависти. Душа открыта, раскаяние легкое, от глубины души, чистосердечное. Себя извинять не стараются... да и не в чем. Если у кого были грехи, то это – сделанные ранее, в мирной жизни. В походе же, кажется, только у двух оказался грех, и вон какой: один стащил где-то арбуз, а другой, неев несколько дней, попросил в каком-то селении хлеба, и ему сказали, что хлеба нет, хотя тут же на столе лежал целый хлеб; тогда солдат отрезал себе часть. Вот, кажется, и все грехи, узнанные мною. Да, – еще один признался, что он в душе роптал на тяжелое положение, а другой – что чего-то не исполнил или исполнил не так, как было приказано. Но оба они, из запасных, в мирное время допускали довольно серьезные грехи. Один когда-то, вступаясь за мать свою, которую очень оскорблял и бил отец его, грубо говорил с отцом... После того они с отцом много раз мирились – мирились нарочито пред отправлением на войну, – но он все не может успокоиться и терзается муками совести. Спрашивал я всех, когда исповедовал, не обижали ли они мирных жителей. И ответ всегда в одном роде, с разнообразием только в интонациях: у одних ответ звучит с глубокой верой в свое дело, у других – чуть-чуть обиженно, как-де задаешь мне такой обидный вопрос? Ответ же таков: «Что Вы, батюшка, ведь мы по-православному...», «Нет, этим не занимались, мы – все по вере», «Нет, мы – православные», и т. д.

 

Это – очень важно. Ведь если бы что было, хотя бы самомалейшее, то при той легкости и непосредственности, с какой солдаты говорят о своих грехах, они непременно поспешили бы покаяться. Об арбузе-то и хлебе ведь сами поспешили сказать, без всяких вопросов, первым делом. Явно, что это тяготило совесть.

 

Ни у кого во все время военной жизни (а некоторые ведь не с войной только, а ранее попали на службу) – никаких признаков распутства ни в какой форме.

 

Все твердо и просто верят. Все с внутренним убеждением и чисто православною сознательностью (а вовсе не слепо и не по забитости) не только повинуются начальству, но и иметь внутреннее недовольство – считают грехом. «Все же страдают», «Я – не один». «Всем надо», «Бог велит», – вот ответы на вопрос об отношении к службе.

 

Замечательные лица. От духовного ли подъема, или от болезней и трудов, но все облагородилось, и даже кожа стала совсем не такой, как у простонародья. Удивляешься их благообразному виду, после столького пребывания на воздухе, в грязи, в мокроте и спанья на земле. Они сейчас благообразнее, чем были ранее, и одухотвореннее. Лица чистые, часто невинные, с ясными взорами и внутренней решительностью.

 

Таково христолюбивое воинство.

 

Воронежские епархиальные

ведомости. Часть неофициальная.

Воронеж, 1915. № 2. С. 33–35.

 

ОТНОШЕНИЕ НАШИХ

СОЛДАТ К СМЕРТИ

 

Военный корреспондент «Утра Юга» приводит ряд примеров, по наблюдениям сестер милосердия и своим личным, удивительного отношения нашего солдата-мужика к смерти. Один из сообщаемых автором случаев глубоко трогателен.

 

Трагедия войны, так сказать, центр войны – смерть – производит как будто наименьшее впечатление на солдат-мужиков.

 

Они как-то равнодушнее относятся к ней. Умирающие мужики-солдаты встречают свой конец по большей части без ропота, покорно, глубоко веря в неисповедимые пути Промысла: «Так должно быть», «Надо этому покориться».

 

И покоряются. Почти не ропщут. Умирают молча, без лишних стонов, без воплей, без жалоб. Умирают удивительно!..

 

Раз, ночью в лесу под Л. я вместе с другими санитарами был у полкового лазарета. С позиций несли раненых. Перед халупой, в которой помещалась перевязочная, собралось десятков шесть носилок. Все – тяжело раненные...

 

Вижу, как один раненый, только что принесенный, вдруг поднялся и замахал мне рукою.

 

Я подошел. Раненый, закутанный в шинель, покрытую красными пятнами, уже еле говорил. Глаза провалились, нос заострился, и вообще все лицо при мерцающем свете факелов казалось уже мертвой маской.

– Ты что, земляк?

– Сделай милость, напиши письмо!..

 

– Письмо? Какое письмо? Кому?

– Жене... Надо уведомить, что я умер...

 

– Да ты постой, брат, говорить-то так! Ты еще не умер и не умрешь... Вот сейчас тебя перевяжут как следует. Еще запрыгаешь-то как!..

 

Раненый сразу рассердился...

– Брось!.. Ну, чего зря терять слова! – строго остановил он меня. – Ежели не хочешь писать, позови другого...

– Я напишу, но что ты так отчаиваешься?

 

– Я чую. Умру сейчас. Никаких перевязок не надо. Пиши. «Дорогая супруга наша Лукерья Петровна! Уведомляем Вас, что теперь пришел мой смертный часочек. Не привел Господь свидеться. Береги Васютку и Дуньку, а ежели опять пойдешь замуж, не давай их бить чужим-то людям. Мерина продай Павлу Рыжову, ну только меньше 70 р. не бери, потому теперь лошади дороги стали. С Петьки Безрукова получи три рубля за овес, а избу проконопатить. Найми дедушку Власа, он за двугривенный это сделает. Меня ранило в спину, и пули вылетали из брюха. Насквозь прошло. Божия воля! Тебе бы, Лукерья, лучше продать телку-то, а купить жеребенка у Гавриловых. Лошади-то теперь дороги будут. Простите меня Христа ради!»...

 

– Написал? – лихорадочно спросил меня раненый.

– Написал.

 

– Смотри, не забудь! Пошли обязательно!

– Конечно, пошлю, не безпокойся!

– Ну, спасибо. Прости, Христа ради... Укрой-ка меня с головой!..

 

Я укрыл его с головой и ушел к другим раненым.

Минут через двадцать, когда дошла очередь до этого раненого, солдаты-санитары, к моему удивлению, отставили носилки в сторону.

– А этого почему не берете?

– Он уже... готов.

 

Я отдернул шинель. Да, правда, умер. Даже руки сложил так, как складывают мертвецам... Я просто остолбенел от удивления и ужаса. Раны в живот и в спину – самые мучительные, самые невыносимые... А этот даже не стонал...

 

Воронежские епархиальные

ведомости. Часть неофициальная.

Воронеж, 1915. № 39. С. 1122–1124.

 

У СОЛДАТСКОГО КЛАДБИЩА

 

Мягко разостланы дерна квадратики

Набожной чьей-то рукой…

Спите, соколики, спите, солдатики,

Вам здесь простор и покой.

 

Небо над вами сияет безбрежностью,

Тихо мечтают поля,

Приняла вас с материнскою нежностью

Эта сырая земля.

 

Русь защищая, ребята бывалые,

Долго дрались вы с врагом…

Спите, родимые, спите, усталые,

Под деревянным крестом.

 

Жертвы борьбы с лицемерной державою

Вы – не покинутый прах!

Вечною памятью, вечною славою

В Русских вы живы сердцах!

 

Князь Владимир Палей

Сентябрь 1915 года,

действующая армия, деревня Речки

 

 

Источник: Газета «Православный Крест» №20(188)
от 15 октября 2017 г
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Распечатать


Другие новости по теме:






апостасия, беззаконие, видео, военное, волчий собор, главная новость, глобализация - построение царства антихриста, гонения, ересь жидовствующих, еретики, иностранное, интервью, исповедничество, история, кощунство, крестный ход, культура, мировое антихристово правительство, народ, обновленчество, обращения, общественные организации, патриотизм, политика, праздник, протест, Русская Православная Церковь, святые, святые отцы, Сербская Православная Церковь, содомиты, суд, Украинская Православная Церковь МП, храм, царская власть, Церкви поместные, церковные каноны, экуменизм - ересь ересей, электронный концлагерь, ювенальный безпредел

Показать все теги
Глас православного народа
Глас православного народа
статьи и письма
Глас православного народа
Глас православного народа

Календарь
Глас православного народа
Глас православного народа
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Глас православного народа
Глас православного народа




Архив статей
Глас православного народа
Глас православного народа
Июль 2020 (24)
Июнь 2020 (21)
Май 2020 (53)
Апрель 2020 (46)
Март 2020 (55)
Февраль 2020 (50)


Глас православного народа
Глас православного народа

Глас православного народа
 
Глас православного народа
авторизация
Глас православного народа
Глас православного народа





ОПРОС:
Глас православного народа
Глас православного народа
Читаете ли Вы утренние и вечерние молитвы?

Да, каждый день
Не каждый день
Редко читаю
Только утренние
Не читаю



топ-статьи
Глас православного народа
Глас православного народа



Глас православного народа
Глас православного народа


Глас православного народа   Глас православного народа   Глас православного народа
© 2005-2020 газета "Глас православного народа" | написать письмо редактору Сорокиной Анастасии