И будет в последние
дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть;
и будут
пророчествовать сыны ваши и дщери ваши; и юноши ваши будут иметь видения;
и старцы ваши
сновидениями вразумляемы будут.Деян. 2,17
+ + +
«Кто теперь читает Апокалипсис? –
заметил однажды старец Варсонофий. – Почти исключительно в
монастырях да в духовных академиях и семинариях, по необходимости. А в миру
редко кто читает. Отсюда ясно, что тот, кто будет читать Апокалипсис перед
концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что свершается. А
понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в
Апокалипсисе, те или другие современные ему события...».
+ + +
«Будет ли соединение церквей?» –
спросила батюшку Нектария Надежда Александровна Павлович.
–«Нет, – ответил старец, — это мог бы сделать только Вселенский Собор, но
Собора больше не будет. Было 7 Соборов, как 7 Таинств, 7 даров Святаго Духа.
Для нашего века полнота числа 7. Число будущего века 8. К нашей Церкви будут
присоединяться только отдельные личности…».
+ + +
«Седьмое число в церковной численности
великое имеет значение, – отмечал и преподобный Амвросий Оптинский.
– Срок времени церковного числится семидневными неделями. Православная Церковь
содержится и руководствуется правилами седьми Вселенских Соборов. Седмь Таинств
и седмь дарований Святаго Духа в нашей Церкви. Откровение Божие явлено было
седми Азийским Церквам. Книга судеб Божиих, виденная в Откровении Иоанном
Богословом, запечатана седмью печатями. Седмь фиал гнева Божия, изливаемых на
нечестивых и проч. Все эти седмеричные исчисления относятся к настоящему веку и
с окончанием оного должны кончиться. Век же будущий в Церкви означился осьмым
числом... Неделя Антипасхи <…> называется Неделею о осьмом, т.е. вечном
дне и нескончаемом, который уже не будет прерываться темнотою ночей».
+ + +
«Просвещение возвышается, но мнимое, –
писал батюшка Макарий духовным чадам, – оно обманывает себя в
своей надежде. Юное поколение питается не млеком учения Святой нашей
Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым духом... Нам
надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем
увлечении во оные, быть твердыми в православной вере, молиться Богу, приносить
покаяние о прошедшем... Благодетельная Европа научила внешним художествам и
наукам, а внутреннюю доброту отнимает».
+ + +
Однажды старец Варсонофий обмолвился
иеромонаху Нектарию, что видел сон, будто к нему приходил антихрист. Обещал
рассказать подробнее, но разговора не возобновил, а отец Нектарий не решился
расспрашивать. Через несколько лет старец сам сказал об этом своим духовным
детям:«До страшных времен доживем мы, но благодать Божия покроет нас.
Повсюду ненавидят Христианство. Оно – ярмо для них, мешающее жить вольно,
свободно творить грехи. Разлагается, тлеет, вырождается новейшее поколение.
Хотят без Бога жить. Ну, что же! Плоды такой жизни очевидны... Антихрист явно
идет в мир, но этого в мире не признают. Отсюда из монастыря виднее сети
диавола...
А в последние времена храмы будут
разрушены. На их местах будут устроены идольские капища и прочее. Монастыри
будут в великом гонении и притеснении. Истинные христиане будут ютиться в
маленьких церковках. Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся...
Все монастыри будут разрушены, имеющие власть христиане будут свергнуты. Это
время не за горами, попомните мое слово».
+ + +
В 20-х годах Нина Д. прямо
спросила старца Нектария: «Все говорят, что признаки Второго
пришествия исполнились». –«Нет, не все, – ответил батюшка, – но, конечно,
даже простому взору видно, что многое исполняется, а духовному открыто: раньше
Церковь была обширным кругом во весь горизонт, а теперь, видишь ли, как
колечко. А в последние дни перед Пришествием Христовым она вся сохранится в
таком виде: один православный иерей и один православный мирянин. Я тебе не
говорю, что церквей совсем не будет, может быть, они и будут, да, но
Православие-то сохранится только в таком виде. Ты обрати внимание на эти слова.
Ты пойми. Ведь это во всем мире».
+ + +
Однажды в Холмищи приехал за советом
молодой врач Сергей Никитин, но вместо того, чтобы решать его проблемы,батюшка
Нектарий произнес монолог о потопе, тайно изобличающий современную
ситуацию.
«Представьте себе, – сказал он
удивленному гостю, – ведь теперь совершенно необоснованно считают, что эпоха,
пережитая родом человеческим в предпотопное время, была безотрадной, дикой и
невежественной. На самом же деле культура тогда была весьма высокой. Люди
многое что умели делать, предельно остроумное по замыслу и благолепное по
виду.
Только на это рукотворное достояние они
тратили все силы и души. Все способности своей первобытной молодой природы они
сосредоточили лишь в одном направлении – всемерном удовлетворении телесных
нужд. Беда их в том, что они "стали плотью”. Вот Господь и решил исправить
эту их однобокость. Он через Ноя объявил о потопе, и Ной сто лет звал людей к
исправлению, проповедовал покаяние пред лицем гнева Божия, а в доказательство
правых слов строил ковчег.
И что же вы думаете? Людям того времени,
привыкшим к изящной форме своей цивилизации, было очень странно видеть, как
выживший из ума старикашка сколачивает в век великолепной культуры какой-то
несуразный ящик громадных размеров да еще проповедует от имени Бога о грядущем
потопе... Те дни – прообраз наших дней. Ковчег – Церковь. Только те, что будут
в ней, спасутся».
+ + +
Когда в Оптиной остался один отец
Никон (Беляев),одна из монахинь призналась ему: «Мне хочется
встретить Господа».«Не надо, – ответил он. – Греховно желать дожить до
пришествия антихриста. – И, памятуя слова покойного старца Варсонофия,
прибавил: – Такая скорбь тогда будет, что праведник едва спасется. А желать и
искать страданий греховно и опасно. Это бывает от гордости и неразумения, а
когда постигнет искушение, человек может не выдержать».
+ + +
После революции отец Нектарий,
как мог, предупреждал духовных чад о том, что им предстоит претерпеть. Те
надеялись, что новая власть долго не продержится, но батюшка не давал им
никакой надежды на изменение общественной обстановки, даже благословлял обучать
детей в советской школе. Отныне христианское воспитание они должны получать в
семье, через пример отца и матери.
Он учил своих чад, как
спастись:«Наступает время молитв. Во время работы говорите Иисусову
молитву. Сначала губами, потом умом, потом она сама перейдет в сердце».
Чтобы крепче защитить своих чад от
тлетворности века сего, отец Нектарий дал им особую, составленную им молитву,
которую велел затвердить наизусть:«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
грядый судити живых и мертвых, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей
нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной
пустыне спасения Твоего».
Подготовила Ирина Тихомирова
Источник: Газета «Православный
Крест» №20(236) от 15 октября 2019 года