Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу
происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского
монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко
Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними,
встала, как вкопанная: на Афонское подворье пришла целая группа… католичек! Они
были в костюмах (иначе назвать не могу) «мать Терезы» и отнюдь не стеснялись
этого, вели себя вольно, явно ожидая, когда можно будет войти в
монастырь.
Афон – мощный оплот Православия в мире, где не раз Сама Пречистая Матерь
Божия укрывала Своих монахов от нашествия латинян, этих «врагов Моих и Сына
Моего»… «Неужели пришло время и святогорским отцам предать чистоту
Православия?» – с горечью думала я, не отдавая себе отчета, что все так же стою
напротив них и чего-то жду. Прошло минут пять, потом десять, на улице было
прохладно, а католички так и стояли в ожидании.
Я подумала, что подворские отцы и братия могут не знать о нагрянувших
гостях, и направилась в лавку около входа, чтобы предупредить их, если будет
уместно. Но зайдя внутрь, поняла, что этих гостей тут ждут!
– Простите, а вы можете позвать батюшку? У нас договоренность насчет
экскурсии, – спрашивала сопровождающая католичек женщина. – Меня просто там
целая группа ждет, среди них есть пожилые люди, мерзнут.
– Хорошо, я сейчас попробую. Дозвониться не могу. Но вы же можете пройти,
подождать прямо в храме.
– Да? Хорошо!
Оставшись в лавке вдвоем с любезным трудником в халате, я только и могла
сказать: «А ничего, что католички будут ходить по храмам Афонского подворья?» –
«Какие католички?» Но лишь только брат понял, о чем я говорю, лицо его
осунулось, и я услышала весьма резкий ответ: «По канонам мы с ними не должны
молиться, а не разрешать им заходить в храм – это ревность не по разуму».
Конечно, я была не согласна с этим утверждением, но ничего ответить не смогла,
потому что не знала конкретных канонов к этому случаю.
Мне ничего не оставалось, как с прискорбием извиниться и выйти из лавки.
Около монастыря уже никого не было. От этого душа сжалась еще больше...
Позже я спросила у духовника, как же правильно вести себя в подобных
ситуациях. Батюшка ответил, что в канонах есть как раз такое правило:
«Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий» (Ап.
10, 45, 64; III Всел. 2, 4; Лаод. 9, 32, 33, 34, 37;
Тимофея Алекс. 9).
Он благословил мне при возможности найти, распечатать, отнести и спокойно
отдать тому лавочнику письмо преподобного Иосифа Оптинского, в котором как раз
об этом и говорится…
Тогда же пришло и понимание, как надо вести себя в подобных ситуациях. Да,
следует избегать не только молений с еретиками, но и вообще общения с ними. И
это не по злобе, а из страха, чтобы не заразиться их елейной ересью, очень
удобной для человеков. Наш долг твердо и смиренно свидетельствовать перед
заблуждающимися об истине. Если же они не слушают, то после первого или второго
разговора, необходимо уклониться от таковых и прекратить с ними общение.
И вот несколько
отрывков из письма
преподобного старца
Иосифа Оптинского
«Вcем нам, чадам Единой Святой Соборной Апостольской Вселенской Церкви,
в недоуменных случаях касательно вероучения не должно водиться собственными
разумениями, которые могут быть погрешительны, а должно иметь для сего
руководственные правила. И эти правила заключаются, прежде всего, в книге,
именуемой "Кормчая”. Это – сборник правил святых Апостолов, Святых Вселенских и
Поместных Соборов и некоторых Святых Отцев.
В конце этой книги, в главе: "О Римском отпадении, како отступиша от
Православныя веры и от святыя Восточныя Церкви”, – папа римский со своими
последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О
других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так
как они еще далее уклонились от Православия.
В той же "Кормчей” книге, в 10-й главе в 6-м правиле Поместного
Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд Святой Церкви: "Несть
достойно еретиком в церковь Божию входити”. А в 33-м правиле того же
Лаодикийского Собора сказано: "С еретики и со отвергшимися от Соборныя
Церкве да не помолится никто”.
Но вот вопрос: каков взгляд Святых Отцев нашей Православной Церкви на
ересь? – В "Отечнике” епископа Игнатия Брянчанинова говорится о преподобном
Агафоне. Однажды посетили его некоторые братия и захотели испытать его смирение
и терпение. Они упрекали его в гордости, злоречии и развратной жизни. Все эти
пороки старец признавал в себе и слезно просил посетителей помолиться о нем.
Когда же они назвали его еретиком, старец сказал, что он отнюдь не еретик. На
вопрос братии: почему обвинение в ереси встревожило его, он отвечал:
"Потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога
Живаго и Истинного и приобщаетсядиаволу и аггелам его. Отлученный от
Христа (конечно, через исповедуемое им ложное учение о Христе) уже не имеет
Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть
погибший”.
И если бы это было не так, если бы ереси, или ложные учения, как следствия
свободомыслия, не имели такого пагубного значения в святой Христовой Церкви, то
святой апостол Павел не писал бы первенствующим христианам таких
предостережений:
Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною
лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе (Кол. 2,
8).
И еще:
Неции суть смущающии вы и хотящии превратити благовествование Христово; но
и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам,
анафема да будет (Гал. 1, 7-8).
Впрочем, Православная наша Церковь, по присущему ей человеколюбию,
дозволяет молиться об отсецающихся от нея, т.е. о еретиках, как можно видеть в
той же "Кормчей” книге, в главе 15-й, в 66-м правиле Карфагенского Поместного
Собора. Но о чем молиться? – "Молитися, да оставят прелесть, и да познают
Истину”. И в другой книге – "Православном исповедании Кафолической и
Апостольской Церкви Восточной”, в 1-й ея части, в конце ответа на 92-й вопрос
также дозволяется молиться за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к
вере Православной прежде конца своей жизни. Так Православная Церковь и
поступает. Например, в помяннике (в конце Следованной Псалтири) молимся:
"Отступившия от Православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя
светом Твоего познания просвети, и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви
причти” <…>
В заключение всего скажем: да не смущаются сердца наши, и да не устрашает
нас строгость уставов нашей Святой Православной Церкви! Наипаче же, дерзайте
убо, дерзайте, людие Божии! <…>».
Елена Караваева
Источник: http://www.pkrest.ru/234/234-1.html