Православная
Церковь более 2000 лет хранит благоговение и благочиние на церковных
богослужениях. 15-е правило Лаодикийского Собора гласит:
«Кроме
певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным
некоторым пети в церкви».
Это
каноническое правило в последнее время попирается не только
обновленцами-кочетковцами, но и архиереями нашей Церкви.
В 2002 году,
на декабрьском собрании клириков Московской области, которое прошло под
председательством митрополита Ювеналия, была дана рекомендация о
«настоятельном введении общенародного пения за богослужением».
Инициаторами
этого нововведения выступили изначально обновленческие приходы кочетковского
толка. Этими защитниками и популяризаторами общенародного пения обычно
выдвигаются следующие аргументы:
Аргумент
первый: Слова
«едиными усты и единым сердцем», произносимые священником на Литургии в конце
Святого Возношения, перед просительной ектинией, якобы есть призыв к пению всем
храмом – то есть общенародно.
Ответ: Но это далеко не так. В упомянутом
прошении священнослужителя – «Даждь нам едиными усты и единым сердцем
славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго
Духа» – говорится о Вселенском единомыслии церковной молитвы. Святитель
Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, так пишет об этом:
«Испросив
всем единомыслие, дабы едиными устами и единым сердцем славить Бога…» Не
общенародное пение освящает Дары, как думают неразумные, но смиренно просим,
чтобы Святые Дары сообщили нам освящение. «Ибо это значат слова молитвы: яко да
Человеколюбец Бог, прием я, возниспослет нам благодать» (свт. Николай
Кавасила. Изъяснение Божественной литургии).
Аргумент
второй: Непосредственное,
то есть пением, участие прихожан в богослужении заставляет их лучше понимать и
вникать в смысл и структуру богослужения.
Ответ: На самом деле такая практика
превращает храм в шумный базар. Кичливость знанием богослужебных текстов,
ектений и возгласов священников приводит к тому, что человек теряет то, ради
чего пришел в храм – смирение и благоговение. Более того, не все имеют слух и
голос, способный искусно прославлять Творца. Из-за этого возникает
«козлогласование» (разноголосица, нестройное пение, – см. Краткий
церковнославянский словарь Т.С. Олейникова), мешающее молитве и богослужению в
целом. Наверняка многим воцерковленным христианам приходилось слышать на
богослужениях это самое «козлогласование», когда стоящие рядом люди, пусть
даже от души подпевающие клиросу, вносят нестроение в церковное благолепие.
А когда во время всеобщего пения кто-то пытается что-то кому-то сказать, то все
это превращается в вокзальный балаган.
Аргумент третий:Чем шире
«пропасть» между прихожанами и клиросом, тем больше вероятности уклонения хора
в манере его пения в сторону «концертности».
Ответ: в Типиконе – 28-я глава, о
безчинных воплех (криках) говорится: «Безчинный (безпорядочный) крик поющих
в церкви не должен быть принят в церковном пении. Также и те, кто прилагают
(делают повторения) в церковном пении, не должны приниматься: да извергутся
из сана своего, и пусть в церкви более не поют. Подобает же петь благочинно, и
согласно возсылать Владыке всех и Господу славу, как едиными устами от сердец
своих: не желающие быть послушными этого – есть повинные вечной муке, как не
повинующиеся преданию Святых Отцов и правилам».
Каждый
настоятель обязан следить за правильным пением церковного хора. А «пропастей» в
процессе богослужения вовсе нет и быть не может. Каждый выполняет свое святое
послушание. Священник служит и возглашает прошения, диакон ему прислуживает и
возглашает ектении, клирос благоговейно поет, а верные христиане молча с
благоговением молятся. Так было и так будет.
Никаких
нововведений Церковь не принимала и не может принять. Все, что новое возникает
в церковной среде, именуется у нас обновленчеством, которое мы отвергаем.
«Ибо что
принимали Святые Отцы наши, то и мы принимаем, – говорит святитель Феофан
Затворник, – а что они отвергали, то и мы отвергаем».
Михаил Лавров
Источник:Газета«Православный
Крест»
№19 (235) от 1 октября 2019 года