Предстоятель
Архиепископии православных Русских Церквей в Западной Европе архиеп. Иоанн
(Ренето) перешел в Московский Патриархат. Случилось это после того, как
большинство делегатов Генеральной Ассамблеи западноевропейской архиепископии
проголосовали за её возвращение из Экуменического (т.н. Константинопольского)
патриархата в лоно Русской Церкви. А это, в свою очередь, произошло после того,
как стамбульский патриарх Варфоломей данную архиепископию… распустил. При этом
не уведомив предварительно даже её предстоятеля.
Объявил он о
роспуске на том самом заседании синода Экуменического патриархата 27-29 ноября
2018 г., на котором был принят… устав будущей «СЦУ» (да-да, устав «незалежной
церквы козацькой нации» писался в Стамбуле). И вот что мы предрекали тогда,
перечисляя полезные последствия от упразднения русского европейского экзархата
Экуменического патриархата:
1. Русские
общины Экуменического патриархата убедились: к ним в Стамбуле относятся, как к
третьему сорту христиан...
2.
Украинские дурни увидят, чего стоит томос Стамбульского папы: захотел — дал,
захотел — отобрал. Причем, даже не поставив экзарха в известность! Хотя им это,
конечно, в плане вразумления не поможет.
Отчасти,
впрочем, помогло — тем, кто остался с Денисенкой в т.н. «Киевском патриархате»,
блюдя «незалежность как от Москвы, так и от Стамбула».
Но что же
это за Западноевропейская архиепископия (далее — Архиепископия), и как она может
переходить в Московский патриархат, будучи ещё в прошлом году
«ликвидированной»?
Верность и метания
Во время
Гражданской войны Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России
назначило управляющим русскими приходами в Западной Европе (образованными
потоком эмигрантов) архиепископа Житомирского и Волынского Евлогия.
Назначение подтвердил патриарх Московский Тихон.
В отличие от
провозглашённой в 1927 г. РПЦ (За рубежом), которая откололась от РПЦ в знак
протеста против декларации патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия о
поддержке Советской власти, «евлогианцы» ещё три года держались в составе
Московского патриархата. Хотя и сами были неудобны ему, и без того гонимому
большевиками. Это не могло не отражаться на отношениях между патриархией и
Архиепископией, и в 1930 г. владыка Евлогий обратился с ходатайством к
Константинопольскому патриарху о переходе под его юрисдикцию.
На следующий
год патриарх Фотий II объединил русские приходы во «временно единую особую
экзархию Святейшего патриаршего Экуменического престола на территории
Европы». В приходах «временного экзархата» наряду с Константинопольским
Патриархом поминались местоблюститель Московского патриаршего престола и «всё
епископство православное Церкви Российской».
И вот в 2018
г., в преддверии наделения Украины — канонической территории Московского
патриархата — «автокефалией», преемник Фотия Варфоломей упразднил
Архиепископию. Очевидно, для того чтобы обезопасить себя от возможного
«симметричного ответа» РПЦ в отношении своей бывшей структуры, сохраняющей с
ней духовную и культурную связь. Более того, за девять десятилетий
Архиепископия, помнящая о временном характере своего отрыва от РПЦ, несколько
раз оказывались в шаге от воссоединения с Московским патриархатом. А владыка Евлогий
в 1945 г. даже лично вернулся.
Впрочем, как
и архиеп. Иоанн в 2019-м. Пока лично.
Первый шаг.
Не последний ли?
Толчком к решению архиеп. Иоанна послужило, скорее, упразднение
Архиепископии (и как следствие, лишение его должности), нежели вопиющее
попрание Варфоломеем канонов. Ведь буквально за день до собственного
«упразднения» Фанаром владыка Иоанн критиковал (пусть и в крайне дипломатичной
форме) решение РПЦ о разрыве евхаристического общения с Экуменическим
патриархатом (тут,
правда, следует помнить, что Архиепископия входит в состав Галльской
митрополии, чей предстоятель Эммануэль является одним из непосредственных
творцов «СЦУ»).
Непосредственный начальник архиеп. Иоанна митр.
Галльский курирует «Объединительный собор СЦУ»
Уже 2 декабря
2018 г. Совет Архиепископии заявил, что русские приходы верны архиеп. Иоанну и
продолжают хранить свою русскую тождественность.
В январе
2019 г. русская архиепископия напомнила Варфоломею, что поскольку была
учреждена еще до ее приема в Константинопольский патриархат, то и «отменить» ее
в одностороннем порядке Стамбул не может.
23 февраля
2019 года в Париже на общем собрании архиепископии 191 человек из 206
проголосовал против роспуска структуры. В собрании приняло участие всё
духовенство архиепископии и миряне — делегаты общин.
Тем не
менее, в конце августа Варфоломей выписал архиеп. Иоанну отпускную грамоту
(т.е. «уволил по собственному желанию»). И вновь — в нарушение канонов и
здравого смысла. Поскольку никакой отпускной грамоты владыка Иоанн не
просил.
Предстоятелем
русских западноевропейских приходов Варфоломей назначил Эммануэля Галльского.
В ответ на
эти деяния архиепископ Иоанн выступил с открытым письмом, в котором пояснил
фанариотам: «Наша архиепископия… подпадает под закон от 9 декабря 1905 г. о
религиозных объединениях… который не предусматривает, что духовный авторитет,
которому оказывается каноническое послушание, может вмешиваться во внутренние
дела религиозного объединения». Также он напомнил, что по уставу
Архиепископии переизбирать предстоятеля русских приходов в Западной Европе
можно только в том случае, «если прежний совершенно не в состоянии осуществлять
свое служение или умер». Да и по гражданскому французскому
законодательству, «ни [Константинопольский] патриархат, ни [Галльская]
митрополия не могут принять решение о роспуске Епархиального правления Союза
русских православных объединений в Западной Европе».
7 сентября
2019 года в соборе Александра Невского в Париже состоялось заседание внеочередной Генеральной Ассамблеи архиепископии
православных русских церквей в Западной Европе.
На
голосование был вынесен лишь один вопрос — о присоединении к РПЦ.
Казалось бы, победа церковной дипломатии Московской патриархии?
Однако хотя
за переход проголосовало большинство — 104 делегата, до необходимых двух третей
не хватило 13 голосов.
2019 год.
Глава ОВЦС РПЦ митр. Иларион (справа)и идеолог
раскола РПЦ на Украине«архиепископ» Гэча.
Голосовавшие
против — отнюдь не только желающие остаться под Константинополем, но и сторонники
самостоятельного (квазиавтокефального) статуса Архиепископии. Будь организаторы
Генассамблеи гибче, внеси они на голосование альтернативные вопросы, можно было
бы видеть более реальную картину расклада мнений. Но не потому ли вообще
существуют в Архиепископии сторонники канонической автокефалии, что не видят
они особой разницы между Московским и Экуменическим патриархами? Буквально
накануне Ассамблеи правая рука первого горячо жала правую руку второго. Там же
— во Франции.
Что же, теперь
каждый приход будет голосовать по отдельности. Не исключено, что в МП
перейдёт даже более 2/3 приходов, ибо внутри каждого из них может оказаться
большинство за переход.
Сейчас в
архиепископии 65 приходов (32 общины, 2 монастыря, 7 скитов). Из них 40 во Франции (в этой стране
Архиепископия является наибольшей православной епархией). Остальные в Бельгии,
Голландии, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании.
В клире состоит 100 священников и 30 диаконов.
К переходу
их в МП может подтолкнуть и следующая новость: в кафедральном соборе Галльской
епархии в воскресенье возглавил службу «митрополит СЦУ» Зоря. По благословению
того самого Эммануэля, которому Варфоломей неканонически переподчинил русские
приходы.
Иван Зоря (слева)и Эммануэль Галльский (в
центре)в Парижском
соборе св. Стефана
Думается, сослужить
с украинскими самосвятами понравится далеко не всем даже колеблющимся русским
европейцам. Но чтобы возвратить их в «родную гавань», нужно, чтобы и «гавань»
соответствовала тому идеалу, которым являлась при святом патриархе Тихоне —
когда её «временно» (как декларировалось) покидали русские эмигранты. Только очистившись от экуменического налёта и вернувшись
к подлинной соборности, Московский патриархат сможет стать опорой для остальных
поместных церквей на краю нового «Великого раскола», провоцируемого теперь уже
«восточным папой». И тогда РПЦ будет способна уже не на точечные ответные удары
вроде перехода отдельных приходов под её омофор, но на широкомасштабное
контрнаступление на ереси и извращения Экуменического патриархата.
P.S.
Архиепископия, кстати, от главного экуменического груза — Свято-Сергиевского
богословского института в Париже, который предпочел остаться под эгидой Фанара
— избавилась…
Дмитрий Скворцов,
специально для alternatio.org
Источник:
https://t-34-111.livejournal.com/