Тема раскола по-прежнему остается одной из
актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы,
где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам,
старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной
на теле многострадальной России в наше и без того смутное время. О возвращении
в лоно нашей Матери-Церкви людей, уклонившихся в раскол, мы уже писали в статье «Люди заблудились, но, слава Богу, стали
возвращаться: Две истории о возвращении из раскола».
На редакционную почту продолжают приходить
истории возвращения людей из безблагодатного «непомина» в ограду Церкви
Христовой. Часто они носят сугубо личный характер, так что описывать их в
подробностях было бы, с духовной точки зрения, неправильно.
Однако общее, что
связывает эти рассказы, в том, что по прошествии определенного времени (от
нескольких месяцев до нескольких лет) люди начинают физически ощущать
опустошенность. Жизнь становится замкнутой, обособленной, а душа –
озлобленной и осуждающей.
Из многих историй видно,
что часто человек, ушедший «в непомин», практически сразу чувствует неладное,
но не может тотчас решиться признать свою неправоту. Поэтому проходят месяцы и
годы, пока Господь не попустит прийти или крайне болезненному состоянию души,
или какой-то видимой скорби. Тогда, смирившись, человек перебирает все средства
для исправления положения и уже не отвергает зова своей души вернуться в родную
Церковь, где его крестили или венчали, где он так много раз «до этого»
переживал благоденствие души и тела.
Показателен один такой
случай. Раб Божий Александр признался, что на службах, когда произносилось имя
Предстоятеля, он стал своевольно и ретиво вполголоса говорить свои прошения и
комментарии, чем смущал окружающих и вводил свою душу в состояние
превозношения.
В скором времени это привело
его к откровенной прелести – ему стали приходить «откровения» и даже несколько
раз являлись духи в виде «Ангелов Света». Но на душе от этого почему-то не было
мира, все больше нагнеталась тревога, горячность, гнев. Дело подходило к
разрыву отношений с близкими.
И тогда милостью Божией
Александр задумался, решил отсечь все свое самочиние «и вернуться к азам
духовной жизни». Сначала отказался от всех самовольных добавлений к
келейному правилу, и стало полегче. А когда прекратил самочинствовать во время службы
в храме и со смирением подчинился церковному чину о возношении имени Патриарха,
в этот же день закончились и наваждения, и ссора с близкими!
Схиигумен Сергий
(Романов) в одной из своих последних проповедей говорит:
«Мне задают
много вопросов: можно ли поминать Патриарха? Но я хочу задать вопрос
непоминающим. Любимым учеником сатаны был маг и чародей Киприан. Господь Бог
какое средство нашел для его вразумления? Молитвы и крест девицы Иустины
привели мага и чародея через покаяние, крещение в священство, а затем к высшему
подвигу мученичеству. Для каждого человека у Бога есть лекарство.
Архимандрит
Тихон (Агриков) – схиархимандрит Пантелеимон – келейник архимандрита Кирилла
(Павлова) предупреждал: "Кто будет осуждать священноначалие в лице
Патриархов, тот попадет в раскол".
Пока не
изменен Символ веры, пока сходит Благодатный Огонь, не дерзайте говорить, что
нет благодати в Православной Церкви. Молитесь! Главное достоинство библейских
Патриархов – послушание воле Божией. Молитесь, чтобы нам никогда не отойти от
Креста Господня. Лучшее средство от недоразумений и смущений – молитва».
Судить кого-то всегда
легко, но надо понимать, что осуждением мы не изменим ситуацию, которую может
исправить только Господь.
Главное – не отпасть от
Церкви, беря на себя власть митрополитов.
Источник: Газета«Православный Крест»
№18
(234) от 15 сентября 2019 года