Первый
Помазанник Божий на Руси, величайший Русский Самодержец - Царь Иоанн Васильевич
Грозный, которого по праву можно назвать основоположником современной России,
родился 25 августа/7 сентября 1530 года. Торжественная церемония венчания
Иоанна Васильевича на Царство состоялась 16 января 1547 года в Успенском соборе
Кремля. На него возложили знаки Царской власти, в том числе шапку Мономаха, и
помазали миром. Вселенский Патриарх Иоасаф II подтвердил, что Иоанн IV
Васильевич поминается в Единой, Святой и Соборной Церкви именно как Русский
Царь. Иерархи Восточной Церкви видели в Царе Иоанне единственного защитника
Святой Православной веры.
Именно при
его правлении Московское княжество стало Русским Царством. То есть было создано
централизованное Русское Государство с единой Самодержавной властью. Территория Русской Державы
удвоились и превзошла размеры остальной Европы. Практически удвоилась и
численность населения. Было заложено множество городов, именно Царь Иоанн
создал основу для построения великой Российской Империи. За это его яростно
ненавидят русофобы всех времён и мастей. А Грозным он был для изменников,
еретиков, предателей и татей всех мастей и сословий.
Про
благочестивого Царя Иоанна Васильевича придумано множество клеветнических
мифов, а про его колоссальные заслуги перед Церковью и Отечеством, про его
блистательные победы над врагами России по сей день в официальных источниках
говорить не принято.
«Здесь
русский дух, здесь Русью пахнет...». «Умом Россию не понять!»... Русский дух
всегда приводил «просвещенный» Запад в бешенство. В основе его отношения к
России лежит именно духовная несовместимость с вечными ценностями Святого
Православия, которые заложены Богом в душу русского народа. Западный менталитет
абсолютно противоположен православному мировоззрению. Это - аксиома.
Царь Иоанн
был человеком истинного русского духа, православным воителем за Правду Божию.
Совершенно понятны и те причины, которые у околоцерковных историков по сей день
вызывают хулу на Царя Иоанна Грозного. Он боролся с ересью жидовствующих. И,
слава Богу, боролся успешно. Многочисленные слухи и домыслы, касающиеся его
имени являются голословными и бездоказательными.
Исторические
подлоги, связанные с его жизнью и деятельностью основаны на многовековом
стремлении наших недругов очернить Святую Русь и Русский Народ.
Но кто же
изначально возводил на него грязную ложь и клевету? Прежде всего, это враги
нашей Родины и веры, проходимцы-иноземцы: папский легат и шпион, иезуит Антонио
Поссевино; шарлатан и германский разведчик Генрих фон Штаден; лютеранский
пастор Одерборн, никогда не бывавший в России; мошенник и вор англичанин Джером
Горсей и подлый предатель-перебежчик князь Андрей Курбский. Все эти якобы
«исторические сведения» собрал и обобщил масон Н.М. Карамзин, а затем
использовали другие историки, не задумываясь, что хула на благочестивого Царя -
Помазанника Божия - это тягчайший грех пред Господом Богом...
Приснопамятный
митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) пишет по поводу этих,
так называемых, «свидетельств»: «На их достоверность невозможно найти и
намёка во всей массе дошедших до нас документов и актов... Решающее влияние на
становление русоненавистнических убеждений "исторической науки"
оказали свидетельства иностранцев. Начиная с Карамзина, русские историки воспроизводили
в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию
заграничные "гости"».
Один из
самых известных духовных наставников Русской Православной Церкви XX века -
благодатный старец, протоиерей Николай Гурьянов, очень почитал великого Царя,
имел у себя его иконы и благословлял их писать. Батюшка не раз говорил: «Святому
Царю Иоанну Грозному не нужно оправдываться. Совесть его перед Богом и Церковью
чиста: он хранил Господом врученное Царство и Церковь от врагов и ереси
жидовствующих. Он был Первовенчанным Царем, собравшим воедино Святую Русь.
Какое величие Духа и Веры в Царе Иоанне! И Царское, небесное, и человеческое,
земное - все у него было очищено в очах Божиих, и было законное. Это был
высокой духовной жизни и святости Царь!». И недаром в ряде источников
он именуется Иоанном Великим. А Владыка Иоанн (Снычев) пишет так: «Был
первый Русский Царь - строивший, как и его многочисленные предки, Русь - Дом
Пресвятой Богородицы и считавший себя в этом доме не хозяином, а первым слугой».
Русская
Православная Церковь прославила Царя Иоанна Васильевича Грозного в лике святых.
Причём, не через много лет после его мученической кончины от отравления
врагами, когда настоящая правда о его державном правлении могла стереться из
памяти народной, а прославила почти сразу - через несколько десятилетий. До
наших дней сохранились иконописные изображения святого Царя Иоанна на
Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы (XVI в.) в Благовещенском соборе
московского Кремля и на мозаичной иконе XVI века в Грановитой палате Кремля.
Изображен святой Царь Иоанн с нимбом и надписанием и в Спасо-Преображенском
соборе Ново-Спасского монастыря Москвы (XVII в.) Каждый может в этом лично
убедиться.
Не раз уже
отмечалось, что документально доказывают святость Царя Иоанна Грозного святцы
Коряжемского Николаевского мужского монастыря Вологодской губернии
Сольвычегодского уезда (XVII в.), хранящиеся в архивах Российской
государственной библиотеки. Эти святцы содержат запись за 10 июня от 1624 года:«Обретение святого телеси великомученика Царя Иоанна». В I томе Полного
месяцеслова Востока архиепископа Владимирского Сергия (Спасского) библиотеки
В.М. Ундольского за 1621 год записано: «Июня 10-го обретены телеси Царя
Иоанна». Русские люди на протяжении двух с половиной веков молились Царю
Иоанну как святому.
Известный
церковный историк, профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834-1912) в
своем фундаментальном труде «История канонизации святых в Русской Церкви»
отмечает, что речь идет именно о мощах Царя Иоанна Васильевича Грозного, а
также констатирует почитание его в лике местночтимых святых, «почитание которых
прекратилось по какой-либо причине».
Сегодня
святой Царь-мученик Иоанн Васильевич вместе со священномучеником Патриархом
Ермогеном и святыми Царственными Мучениками - Государем Николаем II
Александровичем, Царицей Александрой Феодоровной и их чадами являются главными
молитвенниками и предстателями за Землю Русскую и Русский Народ.
Если бы люди
знали, с какой любовью и состраданием эти святые смотрят на наши скорби и наши немощи,
то со многими слезами обращались бы к ним! В ответ получали бы несказанную
благодатную помощь Свыше и ощущения небесной радости, помогающие преодолевать
все земные тяготы. К величайшему сожалению, даже в церковной среде об этом
почти не задумываются, а ведь от нашего искреннего молитвенного обращения к
этим угодникам Божиим могут к лучшему измениться судьбы России и каждого из
нас...
Валерий
Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф,
академик Православного богословского отделения
Петровской академии наук и искусств