Во Имя Отца и Сына и Святого
Духа!
Апостол Павел пишет, что
некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу.
Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые
пребывали у них в гостях. Первый — это был Ной, который сделал ковчег и в
ковчеге находились разные животные, а, как мы знаем, животные питаются в разное
время: одни едят только ночью, другие — только утром, третьи — только днём. И
Ной, оказывая гостеприимство всем этим животным, он однажды не успел вовремя
покормить льва и лев ударил его лапой по ноге, и Ной потом хромал всю жизнь. Но
это был знак, эта хромота, это был знак его усердия в проявлении
гостеприимства.
Другой очень гостеприимный
человек — это Иов многострадальный. Он сделал свой дом, как огромный шатёр,
который имел много входов и много выходов. Там свисали полотнища, через одно
полотнище можно было войти, через другое выйти. Иов это делал потому, что были
люди, которые просили подаяния, а были люди, которые стыдились просить
подаяния. И вот, для всех был свой вход, чтобы, войдя через одно полотнище,
через другое они выходили. Вот такую заботу Иов проявлял, как верх
гостеприимства по отношению к гостям.
И был третий великий
праведник — Авраам, который не сидел в своём шатре, чтобы сидеть и ждать, когда
кто-то пойдет, а он сидел на улице и смотрел внимательно, не пойдет ли кто-то,
а, если кого-то видел, он бежал прямо к нему навстречу, кланялся до земли и
умолял войти в своё жилище.
И вот Авраам сподобился
явления Святой Троицы. Вот почему мы украшаем ветвями наши храмы: потому что,
когда Святая Троица явилась Аврааму, он жил под Мамврийским дубом,и в тот
день он не просто сидел на улице, он сидел во время зноя дневного. А чему хочет
нас научить Библия, уточняя в какое время он сидел? Дело в том, что Авраам был
обрезанный и это был третий день после обрезания, а, как известно, во время
зноя дневного раны болят наиболее сильно. И, несмотря на то, что у него была
боль от обрезания и дневной зной, когда боль усиливается, он не изменил порядка
своего гостеприимства, сидел на улице и смотрел: может быть кто-то пойдет.
Есть другое объяснение: он
сидел на улице, а Господь усилил зной, чтобы никто не пошёл, чтобы Авраам пошел
бы полежал бы с болью своего обрезания, но он всё равно сидел на улице и ждал,
всматривался в даль: может быть кто-то появится. И когда он увидел, идут трое,
это были три Ангела Божиих, которые являлись иконой Триединого Бога, он
подумал, что это бедуины — арабы, и он побежал к ним навстречу, написано в
Библии. И он подбежал, пал ниц и сказал: «господа мои, войдите в дом мой, не
пройдите мимо». А в пророческом озарении он даже сказал: «Господь мой, не
пройди мимо». Он в каждом путнике ожидал Господа. Как и Господь Иисус Христос
учит нас: «если ты кого накормил — ты Господа накормил, кого напоил — Господа
напоил, посетил, навестил, одел — это ты о Господе позаботился. И, вот, у
Авраама было такое внутреннее вероубеждение, что он должен каждому помогать,
кого он встретит в пустыне. И он побежал навстречу, упал ниц, и сказал: «Не
пройди мимо раба твоего». И Господь, в лице трех ангелов, которые
символизировали собой Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого,
вошёл в его жилище под Мамврийским дубом.
И вот эти ветви, они
символизируют собою Мамврийский дуб; об этом дубе ещё в первом веке историк
Иосиф Флавий писал: «по преданию этот дуб стоит от сотворения мира и когда мир
окончится, дуб прекратит нести зеленые ветви». Те, которые ездят сейчас в
Хеврон, они видят этот же дуб и там уже маленькие веточки зелёные пробиваются,
маленькие, уже настолько он разросшийся, огромный, жизнь уже как бы еле
теплится в Мамврийском дубе, а, значит, и на всей нашей планете уже мы
приближаемся к некоему рубежу.
И вот Авраам решил угостить
пришедших к нему. Сказано: «побежал Авраам в поле, выбрал телёнка. Побежал
Авраам к Сарре и сказал, чтобы она замесила муки». И вот, три, четыре раза
говорится: побежал, побежал, побежал. И это обрезанный пожилой человек. Но у
него было юношеское дерзновение в служении путникам, потому что у него была
внутренняя философия и вероубеждение, что, служа любому человеку, он служит
самому Господу.
Однажды был случай, когда
Авраам тоже сидел и ждал, когда кто-то пройдет мимо, и шел бедуин. Авраам говорит:
«зайди ко мне, я тебя накормлю». Бедуин зашел, Авраам поставил перед ним воду,
еду и говорит: «только у меня такой обычай: благослови моего Бога Единого и
кушай». Бедуин разозлился и сказал: «что это за условия какие-то: ты меня
позвал, я пришел, у меня богов много, у тебя один, какие-то условия ставишь, да
не буду я есть за твоим столом». И убежал. Авраам сидит, думает: «Господи, что
делать?» А Господь говорит ему сверху: «Авраам, Авраам, я без всяких
предварительных условий кормлю птиц небесных, зверей полевых, рыб морских, а ты
какие-то условия стал выдвигать. Вот догони этого бедуина, посади на закорки и
неси назад. И без всяких предварительных условий покорми его».
Действительно, наш Бог кормит
верующих и неверующих, наш Господь пропитает и праведных и грешных, и людей и
животных, и птиц небесных и зверей полевых. Заботится и промышляет о всём
творении. Поэтому, гостеприимный человек он наиболее уподобляется Богу. Вот
почему Авраам и сподобился Богоявления. Господь сказал Аврааму: «Через год приду
к тебе и у тебя будет ребёнок». Но какой ребёнок? Аврааму девяносто девять лет,
Сарре восемьдесят девять лет (она на десять лет была моложе Авраама). И Сарра
услышала эти слова и засмеялась: как это у неё будет ребёнок? Господь
спрашивает Авраама: «Почему засмеялась Сарра?» То есть, Господь за жену
спрашивает с мужа. Сарра испугалась и говорит: «Господи! Я не смеялась».
Господь говорит: «Нет, ты смеялась». Но, при этом Господь скрыл некоторые
слова, которые произнесла Сарра в своём сердце. А Сарра посмеялась: «Я, такая
старая, рожу? Да и господин мой старый». Так вот Господь эту вторую часть слов
скрыл: «Да и господин мой старый», научая нас, людей не быть переносчиками
слухов между мужем и женою, между членами одной семьи. Чтобы мы не разжигали
конфликты между членами одной семьи, а даже что-то умолчали бы.
Потом два Ангела отделяются и
уходят. Авраам спрашивает: «а куда же они идут?» Господь говорит: «Они идут
уничтожить Содом и Гоморру» — нечестивые города. А там жил племянник Авраама по
имени Лот со своими женою и дочерьми. Авраам испугался и говорит: «Господи! А
если там пятьдесят праведных, неужели ты уничтожишь эти города, Содом и Гоморру
с пятьюдесятью праведными?» Господь говорит: «нет, если там пятьдесят, я не
уничтожу». Авраам спрашивает: «Господи! А если там только сорок праведных,
неужели ты уничтожишь Содом и Гоморру, не смотря на то, что только сорок
праведных?» Господь говорит: «нет, если сорок»… — потом далее — «…если
тридцать, если двадцать, десять не уничтожу».
Однажды, когда я проводил радиоэфир,
вдруг звонит мужчина и начинает ругать один монастырь и говорит: «там монахи
какие-то все развращенные». А я ему отвечаю: «Мы же сегодня беседовали про
Авраама о том, как Авраам искал в Содоме и Гоморре праведных, чтобы спасти эти
города, а вы в монастырях ищете развращенных людей. Вы представляете, насколько
ваше мировоззрение отличается от мировоззрения Авраама праведного? Он искал
праведных в Содоме и Гоморре, а вы среди народа Божьего ищете нецеломудренных
людей». Авраам был подлинный праведный, поэтому и о людях он праведно судил.
Как в Писании сказано: «для нечистого всё нечисто, а для чистого всё чисто».
И Авраам умолил Бога, и эти
двое Ангелов вывели семейство Лота, племянника Авраама, они были спасены от
уничтожения Содома и Гоморры. Но, если бы в этих городах набралось бы хотя бы
десять праведных, они бы сохранились. Как и в русском народе есть пословица:
«не стоит город без святого, и село без праведного». То есть праведные — это
те, которые сохраняют существование мира. Ради них мир ещё не уничтожается. И
Святые Отцы писали: «Когда полк святых оскудеет — тогда конец мира».
Мамврийский дуб не даст зеленую веточку и всё придет к своему трагическому
завершению.
Почему мы говорим, что три
Ангела — это как икона Святой Троицы? Сказано: Бога никто никогда не видел и
видеть не может. Бог невидим. И если Бог явился Аврааму в лице трех Ангелов —
это икона Святой Троицы. Он был посвящен таким образом в тайну Триединого
Божества. А эта тайна Божественной любви, эта тайна, которая свидетельствует о
том, что Бог Отец любит Бога Сына, а Бог Сын любит Бога Отца. И как Бог Отец
имеет жизнь саму в себе, так и Сын имеет жизнь саму в себе; ипостась и любовь
обоих имеет жизнь саму в себе, ипостась Духа Святого. Поэтому тайна Святой
Троицы — это тайна Божественной любви, и Христос призывает всех нас уподобится
любви Трёх. Когда Он говорит: «Будьте едины, как Я един с Отцом». А когда Дух
Святой в День Пятидесятницы в эти дни сошел на апостолов и огненные языки
запылали над их головами — это точно было свидетельство, что любовь Божья вошла
в их сердца. Апостол Павел так и написал: «Любовь Божья излилась в сердца наши
Духом Святым».
Дух Святой, как писали
древние Отцы — это любовь Отца и Сына друг к другу. Ипостась Духа Святого — это
Божественная личность, которая научает и наставляет нас на всякую правду.
Христос Сам говорил: «Лучше будет для вас, если Япойду к Отцу, умолю Отца
и Он пошлет Духа Святого в сердца ваши, который напомнит вам все слова Святого
Евангелия». Поэтому в этот день мы вспоминаем подлинное рождение Церкви
Православной. Ибо Церковь становится Церковью, когда Дух Святой входит в сердца
первых христиан. Что Бог предсказал задолго до этого словами: «Вселюсь в них,
буду ходить в них, буду их Богом, а они будут моим народом».
Итак, Авраам через гостеприимство
удостоился встречи с Богом. Мы через любовь Божью сподобились в День Святой
Пятидесятницы стати Царственным Священством, приняв благодать помазания, приняв
Духа Святого внутрь себя. Так таинственным образом события Ветхозаветные и
Новозаветные переплелись в одном этом празднике, когда мы прославляем
Триединого Бога и умоляем Духа Святого Сокровище благих и жизни Подателю, чтобы
Он вселился в ны и очистил ны от всякие скверны. И мы все в этот день с
сыновней преданностью восклицаем: Пресвятая Троица — спасай нас!
С праздником!
Протоиерей
Олег Стеняев