Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что
обходите море и сушу,
дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете
его сыном геенны, вдвое худшим вас.
(Мф. 23, 15).
14 апреля на Большой Ордынке в храме иконы Божией Матери
«Всех скорбящих Радость» митрополит Волоколамский Иларион совершил чин
присоединения ранее отпавших от Церкви в раскол, секты или язычество 78
человек, сказав при этом прочувствованное слово назидания.
Бывает
радость Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся, –
говорит Господь (Лк. 15, 10). А тут не один, а 78 человек. Получается, что у
Ангелов была в этот день великая радость.
Однако при более внимательном и добросовестном исследовании
находим, что к данному случаю более подходят не эти, а другие слова Господа: Горе
вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя
одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. (Мф. 23, 15).
Почему же именно второй текст, а не первый подходит к
чину присоединения, состоявшемуся 14 апреля в храме иконы Божией Матери «Всех
скорбящих Радость»? Давайте разберемся. В этом нам поможет биография одного из
присоединенных митрополитом Иларионом к Православной Церкви католиков.
Джованни Гуайта родился 26
ноября 1962 года на итальянском острове Сардиния. Закончил Римский и Женевский
университеты, стажировался в России – в Москве и Санкт-Петербурге. В Россию,
тогда еще СССР, впервые приехал в 1985-м г.
Наряду с Россией особый
интерес Гуайты вызывает Армения. Он написал три книги по истории Армянской
монофизитской (еретической по учению Православной Церкви) конфессии и
армянского народа: «Жизнь человека – встреча Неба и земли. Беседы с Католикосом
Гарегином II», «1700 лет верности» и «Крик с Арарата».
С 1989 г. Д. Гуайта
практически постоянно проживает в России. Причиной эмиграции явилось «глубокое
увлечение культурой России и православной духовностью». На самом деле это
легенда. Православной духовности он не видел даже и следа, что следует из его
отношения к монофизитской ереси. «Замечу <…> под Православием я имею в
виду все восточное христианство, куда
входят и армяне», заявил Джованни Гуайта в одном из своих интервью.
Православное отношение к монофизитам
выразил Четвертый Вселенский Собор, отсекший их от Церкви, как еретиков, и
предавший их анафеме. Зато высказанный Гуайтой подход к ним вполне гармонирует
с современной доктриной Римской курии, которая не отделяет Православной Церкви
от других, отпавших от нее восточных еретических сообществ.
В пользу того, что увлечение
Гуайты Православием – красивая, но лживая легенда свидетельствует и дружба
Джованни с Александром Менем. После смерти «постового сионизма», как его
называл митрополит Ленинградский Антоний (Мельников), Гуайта перевел на
итальянский и французский языки главную книгу покойного «Сын человеческий»,
наполненную различными еретическими измышлениями и домыслами.
Несколько лет назад Джованни
Гуайта был принят на работу в Отдел внешних церковных связей и сопровождал митрополита
(в то время – архиепископа) Илариона в ходе его экуменического визита в Рим на
встречу с папой римским Бенедиктом XVI.
Вскоре после этого митрополит Иларион провел для Джованни
чин присоединения к Православию, 28 марта 2010 г. он рукоположил его во диакона,
11 сентября – в священника, а 31 октября в ТСЛ постриг его в монашество.
Некоторые могут возразить, что это было несколько лет
назад. За это время о. Иоанн (так по-православному величают теперь Джованни –
примеч. ред.) покаялся и исправился. Однако действительность убеждает нас в
правоте первичных выводов о том, что он как не был знаком с православной
духовностью, так не удосужился с нею познакомиться. Зато он прекрасно знаком с
прелестной (от слова прельщать) католической лжедуховностью и пытается ее
распространять в России среди русских людей, мало знакомых со своей духовной
традицией.
15 апреля, на другой день после того, как его патрон по
ОВЦС присоединил очередную партию оглашенных, иеромонах Иоанн (Гуайта) – клирик храма св. бесср. Космы и Дамиана
в Шубине и историк (так он обозначен в сообщении католического ресурса
«Благовест-инфо») вместе с Николаем и Надеждой Наумовыми, участниками латинской
общины Chemin Neuf («Новый путь»), Сергеем Ярцевым, участником католической
общины «Фоколяры» и Ольгой Гуревич, одним из лидеров экуменического движения
«Вера и свет» провел лекцию «Идти к Богу вместе: как устроена общинная жизнь на
Западе».
«Христианский
Запад чрезвычайно разнообразен, – говорится в сообщении католического ресурса
Благовест-инфо, посвященном данной встрече. – Даже внутри наиболее
консервативной и «монолитной» Католической Церкви распространены различные
формы объединения верующих – братства, общины и духовные движения самого
разного толка. Некоторые из них открыты к участию христиан разных Церквей. Как
появились эти общины? Как они устроены и что движет их лидерами и основателями?
Почему люди объединяются для совместной жизни и молитвы? Как связаны служение,
общение друг с другом и духовная жизнь?».
На
эти вопросы, основываясь на личном опыте, и ответили иеромонах в овечьей шкуре Джованни
Гуайта со товарищи. Вообще-то православному иеромонаху подобает популяризировать
общинную жизнь Русской Православной Церкви, а не жизнь еретического
апостасийного Запада. То обстоятельство, что Гуайта делится своим опытом жизни
в католической еретической конфессии говорит о том, что он признает его чем-то
ценным, чем можно обогатить других. Но какого порядка эта духовность
предупреждает нас преподобный Иустин Сербский, который писал: «…римо-католичесво есть множественная
ересь... Не говорил ли уже Св. Савва семь с половиной веков тому назад о
"латинской ереси"? А с тех пор как много новых ересей Папа изобрел и
"непогрешимо" догматизировал? Совершенно несомненно, что с помощью
догмата о непогрешимости Папы римо-католичество стало пан-ересью. И хваленый II
Ватиканский Собор не изменил этой чудовищной ереси, а скорее ее укрепил» (О
Православии и экуменизме).
Таким образом, так называемый иеромонах Иоанн Гуайта,
клирик московского православного храма Космы и Дамиана в Шубине –
криптокатолик, волк в овечьей шкуре, который под патронажем митрополита
Илариона и своего настоятеля протоиерея Александра (Борисова) насаждает в нашей
стране среди Русской православной паствы католическую ересь и ложную латинскую духовность. Таковы горькие плоды «миссионерской»
деятельности митрополита Волоколамского Илариона.
Вадим Иванов