Святитель Василий
Великий – автор церковных канонов, величайший догматист, помазанный
Святым Духом толкователь Священного Писания, составитель чинопоследования
Литургии, носящей его имя, блестящий проповедник, правило веры и благочестия,
идеальный архипастырь, безупречно правивший своей паствой и упасший ее во
спасение, исполнивший сам и научивший многих исполнению заповедей Божиих и
доселе научающий при посредстве своих богомудрых писаний. За святость жизни,
безупречное учение, а также за плодотворные труды в столь различных
направлениях церковного знания и богословия он получил наименование Великого. Но
прежде всего, конечно, святитель Василий – вселенский учитель. Под этим именем
он вошел в историю Церкви наряду со святыми Григорием Богословом и Иоанном
Златоустом.
Святитель Амфилохий Иконийский, поясняя высоту
подвига святого, пишет: «Для этого Он воздвиг всех
боголепнейших иереев и Великого Василия, великого среди архиереев тогдашней
церкви, который проник на небеса не телом, но созерцанием и духом, подражая
первому Иерарху и Богоначальному Первосвященнику Иисусу Христу, и постиг закон
духа и величественный глас догматов, чтобы уничтожить и устранить закон
плотского обрезания возвышенным учением Евангелия. Таков свт. Василий,
знаменитый и славный светоч вселенской Церкви, светлое солнце Евангелия истины,
освещающее землю лучами своего богословия. Неподражаемый в действии,
недостижимый в созерцании, совершенный в жизни, премудрый в слове,
всесовершенный в добродетели и усовершившийся в Божественном и человеческом
знании…» (Слово на Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и краткая похвала
Василию Великому, святого Амфилохия, епископа Иконийского).
Святитель Василий никогда не был конформистом,
соглашателем или слабовольной игрушкой чьих-то низменных страстей. Он никогда
не вступал с еретиками в «диалог» или какое-либо хотя бы отдаленное подобие
экуменических собеседований, говоря им, как ныне некоторые, что и вы и мы
христиане – у нас общие нравственные ценности или что-то иное в этом роде.
Такое просто невозможно представить. Когда дело шло о Вере он дерзновенно и
мужественно о Христе восставал на защиту Православия, смело обличал еретиков и
тогда его не мог остановить никто: ни угрозы, ни прещения, ни меч, никакая сила
видимая или невидимая.
Так после смерти Императора Константина Великого,
при сыне его Констанции, арианское лжеучение, осужденное на Первом Вселенском
Соборе, вновь начало распространяться и особенно разошлось при стороннике ариан
императоре Валенте. Тогда святой Василий вернулся из уединения в Кесарию. Быв
избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру, он словом устным и письменным
с риском для жизни и многими лишениями оградил Православие в тяжелое для Церкви
время.
Принимая во внимание смысл жизни и учения святого,
можно было бы ожидать, что современные последователи святителя – ревнители
Православия проведут конференцию его имени. Однако для истинных служителей
Господа нашего Иисуса Христа сейчас так же, как и в IV веке,
тяжелое время: не хватает средств, досуга, помещений. К тому же многие из них
рассеяны гонениями или находятся под запрещением, как, например, протоиерей
Игорь Тарасов, запрещенный в священнослужении в 2016 г. за свое активное
противостояние апостасийному Восьмому Вселенскому собору и антихристовой
глобализации. Пользуясь этим, их противники предприняли попытку спекуляции на
имени святого ревнителя Православия.
11 апреля в актовом
зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла
и Мефодия (ОЦАД) открылась VI Международная патристическая конференция
«Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада», в которой
приняли участие более двадцати православных и инославных теологов и историков
Церкви из России, США, Великобритании, Италии, Франции, Австралии и других
стран.
Открывая форум,
митрополит Волоколамский Иларион, ректор ОЦАД, председатель Отдела внешних
церковных связей Московского патриархата отметил, что святой известен как
догматист, экзегет, выдающийся канонист, литургист. О том, что он больше всего
просиял в борьбе за Истину, высокопреосвященный докладчик по каким-то причинам
умолчал. Далее он прочел доклад на тему «Литургия святителя Василия Великого в
контексте его богословских идей». На конференции также прозвучали доклады
монсеньора Франческо Браски, директора отдела славистики Амброзианской
библиотеки в Милане, профессора Пизанского университета Клаудио Морескини,
Льюиса Айреса (Даремский университет), Марвина Джонса (Колледж Луизианы),
Изабель де Андиа (Национальный центр научных исследований в Париже) и многих
других теологов.
У непосвященного
человека может сложиться ложное впечатление, что это и есть истинные
последователи святителя Василия в наше время. Однако, если бы спросили самого
святого, он бы сказал, что это его противники, а не последователи. По крайней
мере, это следует из его богословского и литургического наследия.
Действительно, если мы
обратимся хотя бы к наиболее известному для современного православного
христианина его произведению Литургии, то найдем, что она обличает
неправомыслие большинства участников конференции, ибо из иностранных гостей
здесь представлены были почти исключительно католики. Важнейшей частью Литургии
вообще и Литургии святителя Василия Великого в частности, ее кульминацией
является троекратное призывание Святого Духа на предложенные Дары – хлеб и
вино, после чего священнослужитель знаменует их крестным знамением и они
претворяются в Тело и Кровь Христовы. Латиняне самовольно выкинули из Литургии
призывание Святого Духа на святые Дары.
Христос завещал: пийте от нея (т.е. от Чаши с Телом и
Кровью) вси… (Мф. 26, 27). В
соответствии с этой заповедию Божией святитель Василий причащал всех: и
священнослужителей, и мирян Кровью Христовой. А католики лишилимирян божественной Чаши и самовольно ввели употребление облатков.
Святитель Василий завещал употреблять при совершении
Таинства Евхаристии хлеб квасной, а паписты самочинно ввели употребление
опресноков.
В этих отступлениях обличали их святые Отцы от самых
ранних веков до последних времен, однако католики так и не удосужились
исправиться. Вот как, например, их увещевает преподобный Амвросий Оптинский: «Едва только
успело явиться на западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от
Сына, как само породило другие подобные тому исчадия и ввело с собою
мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображенным в
Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в
таинстве крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление оплатков и
опресноков вместо хлеба квасного, исключение из литургии Божественного
призывания Всесвятого и Животворящего и Всесовершающего Духа» (Ответ благосклонным к латинской церкви о
несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви//Антиэуменизм).
Кроме этого, по словам преподобного, паписты ввели следующие новизны,
нарушающие древние Апостольские обряды Соборной Церкви: «устранение крещаемых
младенцев от миропомазания и принятия Пречистых Таин, устранение брачных от
священства, признание папы за лицо непогрешительное и за местоблюстителя
Христова» и проч. Таким образом, папство извратило весь древний Апостольский
чин совершения почти всех таинств и всех церковных учреждений – чин, который
содержала Древняя
Святая и Православная церковь римская, бывшая тогда полноправным
членом Святой Соборной и Апостольской Церкви. (Там же).
До самого последнего времени святые Отцы
Православной Церкви не переставали обличать их отступления, но они пребыли
неисправленными. Так что тысячи раз оказался прав святитель Василий, который
еще в IVвеке в послании своем к Евсевию Самосатскому, обличая некоторых епископов Рима,
писал: «Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто возвещает им
истину, они спорят, а сами утверждают ересь» (Окружн. посл., § 7).
Эти же слова святого вполне приложимы и к
большинству участников VI
Международной патристической конференции «Святитель Василий Великий в
богословской традиции Востока и Запада», которая является замечательным
примером того, с каким лукавством и коварством враги Православия пытаются
подрывать изнутри его святоотеческие устои.