Против
Православной Церкви Украины (ПЦУ) выступили самые авторитетные отцы одного из
немногих афонских монастырей, поддержавших Варфоломея.
В преддверии
Пасхи Отдел внешних церковных связей Московского патриархата опубликовал письмо
12 афонских старцев. Написано оно было еще в марте, но адресовано было
исключительно Киноту (совещательному органу Святой Горы). Копии были направлены
в афонские монастыри.
Варфоломея – под анафему, Епифания – гнать!
"С
большой скорбью и беспокойством мы узнаем о том, что происходит в Православной
Церкви в целом по причине неканонического предоставления автокефалии
раскольникам Украины без согласия канонической автономной Церкви во главе с
митрополитом Онуфрием", – сообщают особо уважаемые на Святой горе старцы.
Они считают,
что РПЦ прервала общение с Экуменическим патриархатом, по той причине, что
последний, "несмотря на ясное запрещение священных канонов, самовольно
предоставил автокефалию, вторгнувшись за пределы своих границ в чужую
юрисдикцию". Отцы предупреждают, что "таким же точно образом"
разорвут отношения со Стамбулом и "и другие церкви".
Таким
образом, по их мнению, "существует угроза расширения и распространения
раскола в масштабах подобных расколу 1054 года". В этой связи старцы
напоминают Варфоломею, что "даже мученическая кровь не может загладить
греха раскола".
"Причина
беспокойства и написания настоящего письма лежит в том, что мы, святогорцы,
желаем проявить свою решимость и не стать причастниками раскола, подвергнув
таким образом опасности наше спасение, – поясняют авторы обращения. – Мы
оставили мир и удовольствия мира… дабы улучить милость Божию. Было бы безумием
привести в негодность наши труды и чаяния, причащаясь с отлученными украинскими
раскольниками, изверженными из сана Русской Церковью, которой они принадлежат
три с лишним века".
Афонские
отцы приводят целый ряд канонов, запрещающих молиться, служить и даже общаться
с еретиками и раскольниками, к каковым они относят созданную Варфоломеем и
Порошенко "Православную церковь Украины" (ПЦУ). "Нарушающие эти
правила, как поступил патриарх Варфоломей с украинскими раскольниками…
извергаются из Церкви", – угрожают анафемой собственному предстоятелю
Варфоломею насельники Афона (административно относящегося к Константинопольской
церкви).
"Давно
известно, что Патриарх Варфоломей не питает особого уважения к священным
канонам, которые он нарушал и нарушает", – подчеркивают авторитетные
святогорцы, утверждая, что стамбульский патриарх пытается "канонически
обосновать" своё вторжение на чужую каноническую территорию,
"опираясь на недостаточно образованных или корыстных богословских
консультантов". Но аргументы последних "сразу же с шумом
обрушиваются".
Как следует
из письма, "большинство отцов-святогорцев возрадовались радостью великой,
когда подавляющим большинством голосов Священный Кинот принял решение не
направлять представителей или даже поздравительного письма на интронизацию
раскольника Епифания". И "очень огорчились из-за монастырей, которые
оказались [в этом вопросе] в меньшинстве… уступив давлению [Фанара],
проигнорировали Ваше [Кинота] решение и приняли участие в интронизации!".
"Точно
такие же чувства радости наполнили наши сердца по поводу того, что многие
обители воспрепятствовали посещению их "епископами" и "клириками"
новой лжецеркви, – пишут старцы. – Но горечь и бесстрастный гнев вызывают те, к
счастью, немногие, которые любезно приняли их и/или сослужили с ними!"
В заключение
авторы послания просят членов Кинота (т.е. представителей всех монастырей
Афона) "запретить доступ указанным раскольникам в наше Святое Место".
И напоминают, что "на интронизации "архиепископа" Епифания не
присутствовала ни одна [автокефальная] церковь и, несмотря на неимоверное
давление, за истекшие три месяца ни одна церковь не вошла в общение с его
"церковью".
Наконец,
афонские старцы свидетельствуют о "связях [ПЦУ] с украинскими униатами и
страшных гонениях, которым при содействии государственных властей они
подвергают каноническую Церковь последние пять лет, а, особенно, после признания
их Патриархом Варфоломеем, недавних неприемлемыми заявлениями
"архиепископа" Епифания по поводу гомосексуалистов и т.п.".
Антипивной путч
Обращает на
себя внимание то, что пятеро из 12 авторов обращения (выступающих от имени
братств, которые они возглавляют) представляют монастырь Кутлумуш. А ведь
именно о нём, как "оказавшемся в меньшинстве" в вопросе отправки
представителей Афона на "интронизацию Епифания (Думенко)", говорится
в письме.
Если быть
более точным, вначале Кутлумуш высказался за направление делегатов от Афона в
Киев, но видя, что подавляющее большинство монастырей "против", ушёл
в нейтралитет. Тем не менее, на "интронизации" один кутумлушский
монах – о. Хризостом – присутствовал. Но не как представитель Святой горы (поскольку
Кинот, как мы отметили выше, отказал Варфоломею в призыве направить в Киев
официальную группу), а как член Константинопольской делегации.
По
источникам "Страны" на Афоне, о. Хризостом – "один из троих,
давно прикормленных пивоваром Андреем Мацолой тезок-монахов Хризостомов".
На деньги главного спонсора "Киевского патриархата" Андрея Мацолы все
они еще в 2016 г. поочерёдно приезжали в Киев по приглашению Георгия Коваленко
(перешедшего в ПЦУ бывшего пресс-секретаря митрополита Владимира Сабодана – Д.С.)
читать лекции в его "православном университете".
"Теперь,
когда они прикормлены, можно и попросить с них дивиденды в виде поддержки ПЦУ,
– продолжает источник. – Поэтому один из них, настоятель кельи свт. Иоанна
Златоуста при Кутумлуше "пробил" афонскую визу для первой в истории
делегации ПЦУ на Святую гору во главе с епископом Павлом Юрыстым".
Как видно,
документ заказывался от имени кельи Хризостома
Тогда, в
2016 году, простые иеромонахи были приняты лично премьер-министром, спикером
ВР, министром культуры и главой госкомитета по делам религий. Речь шла о
поддержке идеи создания "Украинской поместной автокефальной церкви".
К этому времени и Верховная Рада и премьер Яценюк уже обращались с соответствующими
прошениями к Варфоломею.
И в том же
году вышеупомянутый Хризостом уже причащал в своей келье служителей Киевского
патриархата, прибывших в скит Кутумлушского монастыря в составе паломнической
группы во главе с братом Андрея Мацолы, соучредителем "Першої приватної
броварні", нардепом от БПП Романом Мацолой.
"Ни в
одном из монастыре Афона Киевский патриархат ко Причастию не допускали ни под
каким предлогом, поэтому видимо и причащали тайно где-то на келье, – поясняет
наш источник. – "Вошли в положение", так сказать. И вряд ли
бесплатно. Как говорится - любой каприз за ваши кошты, без оглядки на
установленные правила Церкви".
Ситуация
изменилась последарования Фанаром Томоса.
28 февраля
на очередном заседании Кинота представители четырех монастырей (Великой лавры,
Ивирона, Эсфигмена и всё того же Кутлумуша) заявили, что пора допускать на Афон
ПЦУ, поскольку это предписывается предстоятелем их поместной церкви
Варфоломеем. Однако остальные монастыри с этим активно не согласились. Так, 26
марта, когда Кинот получил уведомление из Константинопольской патриархии о
предстоящем приезде группы служителей ПЦУ во главе с митрополитом Михаилом
Зинкевичем.
Эпистасия
(исполнительный орган Афонской монашеской республики) не выдал им официальное
разрешение на служение. Следует отметить, что Эпистасию сейчас составляют
представители монастырей Хиландар, св. Павла,
Григориат и
Ксиропотам, которые категорически не признают ПЦУ. Настоятель же Кутлумуша
благословил в случае появления представителей ПЦУ позволить им приложиться к
иконам в храме. Но в допуске к служению отказать.
Обитель Кутумлуш изнутри
Однако даже
с такой компромиссной мерой некоторые насельники Кутумлуша не согласились. В
конце концов, позиция игумена обернулась скандалом. Случилось это 13 апреля,
когда некий иеромонах родом из Украины Паисий Криль привел в Кутлумуш трех
состоятельных прихожан ПЦУ. Их там причастили. Когда же один из русскоговорящих
послушников выяснил, кто это такие, то прямо на трапезе объявил о том братии.
Тогда к нему подошёл один из вышеупомянутых Хризостомов (но не тот, что был на
"интронизации Епифания") и "популярно объяснил, что это друзья
монастыря, а что раскольники, так это личное мнение этого русского".
И всё же,
судя по "письму двенадцати", мнение о служителя ПЦУ как раскольниках
– не частное даже в поддержавшем (пусть и пассивно) Варфоломея Кутлумушском
монастыре. Это означает, что Фанар не только так и не обрёл поддержку мирового
православия в украинском вопросе, но встречает все более жесткую оппозицию в
пределах собственной канонической территории и, главное, в её святыне – Афоне.
Ранее
сообщалось, чтоновоизбранный президент Украины Владимир Зеленский во
вторник, 30 апреля, встретился с предстоятелем УПЦ митрополитом Онуфрием.Владимир
Зеленский и митрополит Онуфрий (на фото ниже) отметили, что "государство и
Церковь должны приложить максимум усилий для налаживания мира и восстановления
единства Украины".
Помимо
этого, в тот же день Зеленский встретился с главой ПЦУ.На встрече с
Епифанием новоизбранных президент обсудил войну на Донбассе, коррупцию и
"разграничение" сфер влияния.Зеленский и Епифаний сошлись на
том, что Церковь должна молиться, а государство - делать все, чтобы все регионы
страны жили в мире и покое.
Источник:
https://strana.ua/