Совет улемов
(богословов) Исламского центра Таджикистана в связи с началом весеннего призыва
в армию выступил с обращением к молодежи, напомнив, что любовь к Родине
является одним из показателей веры мусульманина,сообщает«Интерфакс-Религия».
«Каждому,
кто любит свою Родину, нужно быть преданным Родине, нации и культуре, так как
любовь к Родине, защита Отечества, стабильности и безопасности, поклонение
своей культуре и национальным ценностям является долгом каждого мусульманина,
и, как велит одно из учений религии, любовь к Родине является обязательным для
каждого мусульманина, то есть любовь к Родине является одним из показателей
имана (веры)», – говорится в обращении Совета улемов, опубликованном на его
сайте.
При этом
приводится один из хадисов (изречений) пророка Мухаммеда: «Ангелы возносят в
небеса три звука: звук писателя, пишущего на бумаге, звук работы женщин на
ткацком станке и звук шагов защитников границы».
«Сейчас в
стране начался весенний призыв в ряды Вооруженных сил. Часть патриотической
молодежи идет на службу с поднятой головой, чтобы исполнить свой гражданский
долг, но есть и молодые люди, которые уклоняются от исполнения священного
долга, а некоторые родители способствуют им от уклонения от службы в рядах
армии. В этой связи пророк Всевышнего велит: "Остерегайтесь (…) уклонения от
службы в армии”», – подчеркивается в обращении.
«То есть
уклонение от исполнения священного долга – защиты Родины – является тяжким
грехом, а те, кто способствуют его совершению, присоединяются к нему (греху)»,
– подчеркнули богословы.
1 апреля в
Таджикистане стартовал весенний призыв в ряды Вооруженных сил страны, который
продлится до 31 мая. Согласно указу президента, в апреле-мае будут призваны в
армию граждане мужского пола в возрасте 18-27 лет, не имеющие права на отсрочку
или освобождение от призыва на военную службу.
Ежегодно в
ряды Вооруженных сил республики, состоящих из мобильных, сухопутных,
противовоздушных и военно-воздушных войск, призывается 15-16 тыс. человек.
О воинском
служении в свете Православия рассуждает в телефонном интервью «Русской народной
линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат
богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного
университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон
Владимир Василик:
К сожалению,
в православном сообществе существует некоторое недоразумение: представление,
что воинов отлучали от Причастия. Правило святителя Василия Великого является
пастырским советом: нужно им только советовать, как имеющим нечистые руки
воздерживаться от Причащения в течение трех лет. Однако сам святитель в начале
данного правила ясно, четко и недвусмысленноговорит:«Убиение на
брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников
целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они,
как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых
Таин».И здесь он ссылался на святителя Афанасия Александрийского,
который ясно и четко заявил: Убийство на войне убийством не считается.
Во-первых,
воин убивает потенциального убийцу и насильника.
Во-вторых,
он убивает не для себя, а для общества.
В-третьих,
сражается он по послушанию.
В данном
случае путем согрешения меньшим грехом, убийством насильника, пресекается
больший грех – насилие и убийство, которые враг производит в твоей родной
стране.
Правило
святителя Василия Великого никогда не исполнялось, оставаясь только на бумаге,
о чем недвусмысленно говорили Иоанн Зонара (канонист, византийский историк XII
века) и Вальсамон Феодор (знаменитый канонист), отмечая, что оно невыполнимо.
Более того,
согласно византийским источникам, воины пред битвой должны были молиться и
причащаться. В частности, об этом говорится в тактиконе святого Императора и
воина, аскета на престоле Никифора II.
В речах
Императора Константина говорится о значении воинского подвига как защиты
Отечества и служения Богу и Церкви. На воинов призывалось благословение Божие
вплоть до того, что перед боем воинов окропляли святой водой из величайших
святынь Византийского мира – Животворящего креста и мощей великих святых.
Воинский
подвиг в Византийской Империи осмысливался как церковное служение и как подвиг
равный мученичеству. В частности, сие видно вслужбе 42 мученикам
Аморийским.
Явились
отчизны
и рода
всякого основания,
жизнь же
дольнюю
презрев как
временную,
очистили
души
крови
потоками,
и ударам
мечей,
и узам они
приобщились,
и к вышнему
миру
преставились,
радуясь…
Они
именуются защитой и утверждением Рима.
Эти мученики
в 837 году были взяты в плен арабами при защите Амория, а в 842 году были
казнены, потому что они не отреклись от Христовой веры.
Несмотря на
канонические прещения, в войнах принимали участие священнослужители и монахи.
Как говорил Вальсомон, они не только подвергались наказанию, но и получали
награды.
Участие
священнослужителей в битвах засвидетельствовано и в Древней Руси. На воинский
подвиг получали благословение Церкви святой благоверный князь Александр Невский
и его воины, а также святой благоверный князь Димитрий Донской.
Если
обратиться к Балканскому примеру, то перед Косовской битвой в 1389 году епископ
причащал князя Лазаря и его дружину.
Относительно
воинского служения достаточно четко и ясно пишет святитель Филарет (Дроздов),
обращаясь к воинам, шедшим против Наполеона и его войск:Если тебя и
убьют, то помни – ты погибнешь за Отечество и войдешь в Царствие
Небесное.
Тот же самый
святитель Филарет говорил, что плохой гражданин царствия земного не
благополучен и для Царствия Небесного. Во время Великой Отечественной войны
Церковь благословила небесным благословением всенародный подвиг, прежде всего,
воинский подвиг.
Поэтому разговоры
о том, что воинское служение является чем-то нечистым и неправославным и
неправильным, являются ложными и вредными. Воинский долг является исполнением
заповеди Господа Нашего Иисуса Христа:«Нет больше той любви, как если
кто положит душу свою за друзей своих».
Об этом
прекрасно говорил святой равноапостольный Константин в беседе с арабами в
Арабском халифате. Его спрашивали:Вы говорите, что надо подставлять
правую щеку, а сами воюете с нами и убиваете нас.В ответ он
спрашивает:А какую заповедь нужно соблюсти: малую или большую?Арабы
ответили:Конечно, большую.
Так вот,
отвечал Константин, у нас есть заповедь:«Нет больше той любви, как
если кто положит душу свою за друзей своих».
Поэтому мы и
отставляем заповедь о щеке – если личные обиды мы благополучно переносим, то мы
не можем с вами не воевать, поскольку сражаемся за ближних, за Отечество и
благочестие, за наших дочерей и матерей, за наши святыни и храмы.
Именно
воинская служба и связана с исполнением заповеди Христа:«Нет больше
той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Никто не
отрицал права государства на ношение меча и его использование, начиная со
святого апостола Павла, который в Послании к Римлянам пишет:
«Ибо
начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться
власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга,
тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч».
Более того,
апостол Павел приравнивает Римских чиновников к диаконам – служителям
Божиим:«Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим
самым постоянно занятые».
Столь
высокое представление апостол Павел имел даже о языческих чиновниках и воинах
.
Протодиакон Владимир Василик
Источник:ruskline.ru