В неделю
Торжества Православия хотелось бы поговорить о баптизме с православных позиций.
Поскольку 4 марта 2019 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре
состоялась презентация книги с проповедями баптистского проповедника Билли
Грэма на русском языке.
Баптистский
проповедник и американский миссионер Билли Грэм, скончавшийся в 2018 году в
возрасте 99 лет, много раз приезжал в Россию с 1982 года по 1994-й. Он годами
много всего узнавал о Православии в ходе своих поездок в СССР и Россию, слушал
церковные песнопения, был на пасхальных богослужениях, общался с патриархами
Московскими Пименом, Алексием II, епископами, священниками, мирянами,
рассматривал древние храмы и иконы, но Православие не принял. Мы не смогли
«перемиссионерить» эту американскую баптистскую телезвезду. «Экуменическая
миссия» ОВЦС в этом вопросе провалилась.
Напротив,
Билли Грэм на волне нашего поспешного политического разворота к Америке
использовал СССР и Россию для проповеди баптизма. В 1984 году он в течении
12-ти дней посещал города Союза: Ленинград, Москву, Таллин, Новосибирск.
Выступил тогда в общей сложности более 50-ти раз в православных храмах,
евангельских собраниях, в Ленинградской духовной академии, в новосибирском
Академгородке и на праздновании 100-летия баптизма в России. В 1992 году в
спортивном комплексе «Олимпийский» он три дня проводил собрания и произносил
проповеди, которые услышало, по подсчетам протестантов, 155 тысяч человек.
Вывод один:
экуменизм не позволил нам привести в Православие даже одного единственного
Билли Грэма, который считался «другом православных». Никакие знаменитые баптисты,
адвентисты, методисты, участвующие в экуменическом движении, в Православие не
перешли. Но экуменизм (как одно из главных условий построения Нового мирового
порядка), тем не менее, в Русской Православной Церкви всё равно жив. Он,
вероятно, успешен в иных вопросах, отличных от миссии - в политических,
экономических, дипломатических, личных амбиций и иных скрытых вопросах (коль
кто-то его еще двигает и упорно настаивает на участии Русской церкви в
экуменическом движении).
Билли Грэму
давали в 1980-1990-х годах выступать с амвонов при открытых Царских вратах в
кафедральных православных соборах СССР. Для древнего Православия это все новые
явления - баптист с амвона православных храмов рассказывает нам об Иисусе
Христе. Фотографы запечатлели эти моменты: грустный епископат, грустный
патриарх Пимен слушают перевод проповеди Грэма. Политика грубо вмешивается в
жизнь Церкви, заставляет делать свои политические интересы интересами Церкви.
Но сегодня мы вынуждены смотреть вторую серию страшного экуменического сна.
Российский
композитор и писатель митрополит Иларион (Алфеев) презентует в созданной им
Общецерковной аспирантуре и докторантуре книгу проповедей Билли Грэма для
православных. Она издана, учрежденным митрополитом, фондом «Познание» совместно
с баптистской ассоциацией Билла Грэма. О том, что проповеди совсем не
православного духа, но предназначаются для православных, свидетельствует
рекомендация митрополита: «Он был протестантским проповедником. Что-то из того,
что он говорит, может показаться чуждым православному читателю. Но я прочитал и
прослушал довольно много его проповедей и скажу, что по духу своему его
проповедь была глубоко православной. В центре этой проповеди всегда стоял Иисус
Христос. Он пытался с помощью яркихобразов переложить учение Иисуса
Христа на тот язык, который понятен современнику».
Ради
интереса мы обратились к электронному каталогу Российской Государственной
Библиотеки, оказалось, что это 18-я книга Билли Грэма, изданная с 1990-х годов
в России. Немало. Хотя, в сравнении с числом книг, вышедших у митрополита
Илариона (Алфеева), это не столь много.
Чтобы
православные не смущались читать проповеди баптиста, на обложку книги вынесена
фотография выступления Грэма в православном соборе, рядом с духовенством в
богослужебных облачениях.
То есть эта
книга как бы продолжение его выступления в 1980-х годах в православной среде.
Она увековечивает это сомнительное событие в истории Русской церкви, которое в
своё время Русской Православной Церковью Заграницей четко характеризовалось как
нарушение церковных канонов - 45-го Апостольского правила.
Презентацию
книги приурочили к годовщине смерти знаменитого баптистского проповедника и
очередному приезду его сына Франклина в Россию. В последние годы Билли болел,
даже в Америке был почти в забвении, а в начале 2018 года скончался в 99-летнем
возрасте. Его сын Франклин Грэм уже приезжал в Россию - в октябре 2015 года. И
теперь - в марте 2019 года. Но книгу презентуют более по политическим причинам,
а не из-за интереса митрополита Илариона (Алфеева) или патриарха Кирилла к
баптизму.
В свое время
Билли был интересен политизированному ОВЦС и политикам-коммунистам, как
американская супер-звезда и друг американских президентов. Его сын Франклин,
очевидно, тоже ныне интересен своими связями в американской политике и
протестантских кругах. В 2017 году он поспособствовал организации в Вашингтоне
Саммита в защиту гонимых христиан, куда поехал митрополит Иларион укреплять
отношения с американскими политиками и неправославными религиозными деятелями.
Франклин предложил вновь провести в этом году подобный Саммит в Москве.
С Франклином
Грэмом пообщался не только патриарх Кирилл, но и спикер Государственной Думы
В.Володин, который хотел бы наладить через Грэма связи с Конгрессом США.
В этой
небольшой статье не будем углубляться в историю отношений современных
российских политиков и консервативных протестантов Америки. Отметим, что в 2013
году был пик популярности России в протестантской среде США из-за закона о
запрете гей-пропаганды. И, вообще, интерес протестантов к нашей стране
наблюдается более в политической плоскости - они уповают на законодательные и
политические проявления консервативной христианской жизни в России, уповают «на
князи и сыны человеческие».
А
Православную Церковь как главное сокровище России и всего мира, они в силу
своего протестантского мировоззрения не разглядели. Точнее, её видят только
через призму церковной политики и могут оценить только то, что им понятно и
знакомо.
Далеким от
политики простым верующим, не желающим поддаваться на хитросплетения
глобалистских антихристианских проектов, требующих от нас самого главного -
продать свою совесть, Православие и Отечество, можем предложить в неделю
Торжества Православия вспомнить пастырское слово Святителя Макария Невского о
баптистах и их планах на Россию, сказанное более чем сто лет назад в полночь
наступавшего 1912 года.
Святитель Макарий (Невский), апостол Алтая. «Речь пред
молебном в полночь на 1912 год»
«Слава Богу,
даровавшему нам дожить до этого 12-го года настоящего столетия. Двенадцатый год
прошлого столетия для России был знаменательным годом - годом нашествия на
Россию галлов и с ними дванадесяти языков <...> Что-то даст Бог нам,
нашей родине в наступающий 12-ый год? А ведь и ныне собирается на нас грозное
ополчение. Не с огнем и мечом хочет идти на нас эта рать, а с оружием смуты, с проповедью
лжи и развращения. Не землю хотят они отнять у нас, а нашу душу, нашу веру
православную. Они хотят дать нам новую веру, которая не от Христа и не от
Апостолов, не от отцов и вселенских соборов, а от человеков, исказивших
Христово учение, отвергших апостольское и отеческое предание. Мы говорим о
сектантах. Печать принесла известие, что там, где-то за океаном, было собрание
представителей баптистов всех стран. Баптисты то же, что перекрещенцы. Они
положили на совещании своем напустить на русский православный народ армию
проповедников своего лжеучения и сделать с русским народом то же, что некогда
сделали последователи Лютера с некоторыми западными народами, т.е. ввести в
России реформацию, или перемену веры.
Особенное
внимание они хотят обратить на нашу Сибирь. И они уже действуют здесь небезуспешно,
пользуясь простотой нашего народа. Они уже стали отторгать от православия
некоторых русских людей, особенно переселенцев. Начиная свои проповеди
порицанием нашей веры, наших пастырей, нашего народа и потом восхваляя всё
своё, они обольщают простые сердца. Опасность грозит немалая. Если когда, то
теперь наипаче нам нужно быть осторожными, быть готовыми отразить врага подобно
тому, как с помощью Божьей русский народ отразил врага в 1812 году.
Что же нам
делать? - Нам нужно объединиться, как объединяются против нас враги Церкви и
нашей родины. Нам нужно плотнее стать друг к другу. Объединиться, чтобы
утвердить друг друга в вере, поощрять друг друга в добрых делах, в добрых
правилах жизни. Мы все стали больны душой, больны нашими дурными привычками,
больны нашими нравами.
Объединимся
и будем врачевать, исправлять друг друга. Возвратимся к старым добрым временам.
Возвратимся к Церкви. Весь внешний быт наш освятим христианским церковным
духом. Оживим нашу приходскую жизнь, привлекая к ней всех числящихся прихожанами
Церкви, но не живущих в Церкви <...> Тогда воскреснет древняя приходская
жизнь, с ее взаимопомощью, с ее самоисправлением, с ее добрыми нравами.
Объединимся
около матери нашей - земли Русской, твердо оберегая древние устои ее:
православие веры, самодержавие Царя и единство народной жизни.
«Бойся Царя
и Бога - и будет тебе повсюду дорога», - таков завет русской старины. «Бойся,
сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» (Притч. 24: 21). Так
повелевает нам и мудрость израильского мудреца.
Да
воскреснет Бог и расточатся врази Его! Да оживет древняя Святая Русь и побегут
от лица ее ненавидящие ее, да исчезнут они с лица земли Русской, как исчезает
дым! Как тает воск от огня, так да погибнут грешники - мятежники земли, а
праведные - сыны Церкви, истинные дети земли - да возвеселятся пред Богом! Наше
знамя, наша хоругвь - вера православная, Царь самодержавный и Русь единая,
нераздельная. Умрем за это знамя, за эту хоругвь, но никому не отдадим их! В
этом да поможет нам Бог!..».
Романова
Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег
Рус», кандидат политических наук