Сей есть Сын мой возлюбленный, о нем
же благоволих:
того послушайте. (Мф. 3:17; 17:5)
Таков был
глас предвечнаго Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по
воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы, и совершал спасение погибшаго
человечества. Братия! окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог,
да почиет на нас Божественное благоволение.
Может быть,
кто-нибудь скажет: «И хотелось бы мне послушать Сына Божия, но как достигнуть
этого, когда уже протекло около двух тысяч лет с того времени, как Господь наш
Иисус Христос пребывал на земле плотию, и проповедывал Свое всесвятое учение?»
Достигнуть
того, чтоб быть нам постоянно со Христом, непрестанно слышать сладчайший глас
Его, питаться животворным учением Его, – очень удобно: Господь Иисус Христос и
доселе пребывает с нами. Он пребывает с нами во святом Евангелии Своем,
пребывает с нами при посредстве святых церковных таинств, пребывает вездесущием
Своим и всемогуществом, пребывает всеобильно, как приличествует пребывать
неограниченному, всесовершенному Богу. Пребывание Свое с нами Господь явственно
доказывает освобождением душ от греховнаго плена, раздаянием даров Святаго
Духа, знамениями и чудесами многими.
Желающие
приступить к Господу и присовокупиться к Нему всеблаженным совокуплением на
веки, должны начать это святое дело с тщательнейшаго изучения слова Божия,
должны начать с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос, из котораго
говорит и действует Христос. Слова Евангелия – Дух суть, и живот суть (Ин.
6:63). Они плотскаго человека претворяют в духовнаго, и душу, умерщвленную
грехом и житейскою суетностью, оживотворяют. Они – Дух суть и живот суть:
охранись великое слово Духа объяснять твоим разумом, пресмыкающимся по земле;
охранись слово, преисполненное страшной Божественной силы, объяснять так, каким
оно легко может представиться мертвой душе твоей, мертвому сердцу твоему,
мертвому уму твоему. Слово, произнесенное Святым Духом, и объясняется только
одним Святым Духом.
Желающие приступить
к Господу, чтоб услышать Его Божественное учение, Им оживотвориться и спастись,
приступите, предстаньте Господу с величайшим благоговением и святейшим страхом,
как предстоят пред Ним Его светлые ангелы, Его херувимы и серафимы. Вашим
смирением соделайте землю, на которой вы стоите, небом. И возглаголет к вам
Господь из святаго Евангелия Своего, как к возлюбленным ученикам Своим! А
святые Отцы, истолковавшие святое Евангелие по дару Святаго Духа, да будут для
вас
руководителями к точному и непогрешительному разумению святаго Евангелия.
Бедственно приступать к Евангелию, к живущему в Евангелии Господу Иисусу
Христу, без должнаго благоговения, с дерзостию и самонадеянностью. Господь
приемлет одних смиренных, преисполненных сознания своей греховности и ничтожества,
преисполненных покаяния, а от гордых отвращается. Отвращение лица Господня от
дерзкаго искусителя – так называю неблагоговейнаго, легкомысленнаго и холоднаго
слышателя, – поражает искусителя вечною смертью. Возвестил богодохновенный
старец Симеон о воплотившемся Боге-Слове: «Се лежит Сей на падение и на
востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» (Лк. 2:34). Слово Божие —
камень, камень безмерной величины и тяжести, — и падый на камени сем,
сокрушится сокрушением неисцельным (Мф. 21:44).
Братия,
будем благоговейными и деятельными слышателями Слова Божия! Окажем повиновение
Отцу Небесному, Который сегодня возгласил к нам из святаго Евангелия о
всесвятом Своем Слове: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих:
того послушайте» (Мф. 17:5). Того послушаем! Того послушаем! и благоволение
Отца Небеснаго почиет над нами во веки веков. Аминь.
Святитель
Игнатий (Брянчанинов)
Сочинения
епископа Игнатия (Брянчанинова) / 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издание
книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к
мирянам. С. 6-8