События
вокруг Почаевской лавры разворачивались стремительно и, как говорится, «на всех
фронтах». 19 ноября в Почаевском горсовете проходила депутатская сессия, на
которой было принято решение отменить передачу земельных участков у братских
корпусов лавры; затем 23 ноября Минюст Украины отменяет решение о
государственной регистрации права пользования комплексом сооружений; и еще
через 5 дней, 28 ноября, Кабинет Министров отменяет свое же решение № 438 от 17
июля 2003 года «Об исключении из состава Кременец-Почаевского государственного
историко-архитектурного заповедника сооружения Почаевской Свято-Успенской
лавры». По сути, Почаевская лавра передается в распоряжение музея. Об этом –
наш разговор с ее наместником,митрополитом Почаевским Владимиром
(Морозом).

Наместник Свято-Успенской Почаевской лавры митрополит
Владимиром (Морозом) митрополит Владимир (Мороз)
Идет
планомерное наступление на Православную Церковь на Украине
– Ваше
Высокопреосвященство, расскажите, как братия лавры реагирует на происходящее?
– Мнение
братии Почаевской лавры выражено в наших воззваниях и заявлениях, они размещены
на официальных сайтах Украинской Православной Церкви и нашей обители. Прежде всего,
замечу, что в лавре нет никакой паники и никаких эксцессов. Службы идут своим
чередом, лавра молится, трудится, принимает паломников. По поводу решений
Минюста и Кабинета Министров скажу следующее: идет планомерное наступление на
каноническую Православную Церковь на Украине. Чиновники отрабатывают программу,
спущенную им сверху определенными политическими силами. На всех украинских
телеканалах, в Интернет-сети звучат выступления лидера раскольников, который
заявляет, что все наши храмы и монастыри должны быть переданы так называемой
ЕПЦ. Фактически это новая форма гонений. Подобная риторика звучит и с высоких
политических трибун, средства массовой информации соревнуются в перекручивании
фактов и всевозможных инсинуациях в адрес канонической Украинской Православной
Церкви.
Получилось
так, что все люди – госслужащие, юристы, принимавшие участие в оформлении
документов по земельным вопросам в Почаеве – сейчас презираемы и преследуемы. К
каждому из них уже приходили представители спецслужб, производили обыски,
изымали архивные и другие документы, касающиеся Почаевской лавры. Против них
открыты уголовные дела! Для чего это делается? Для того, чтобы дать понять всем
и каждому, что всякое содействие Украинской Православной Церкви уголовно
наказуемо…

Наместник лавры в рабочем кабинете
Однако, как
засвидетельствовал и Синодальный юридический отдел Украинской Православной
Церкви, Почаевская лавра продолжает находиться в законном и правомерном
пользовании братией монастыря УПЦ, несмотря на решение Минюста и Кабмина. На
сегодня договор от 2003 года о пользовании сооружениями (храмами, колокольней,
кельями и др.) Свято-Успенской Почаевской лавры мужским монастырем УПЦ является
действующим и не отменен. Но мы не знаем, какие решения последуют завтра и что
нас ожидает.
– Владыка,
ведь это не первая попытка госчиновников отобрать лавру у Церкви?
– Призывы
неоднократно звучали на сессиях Тернопольского облсовета и с других
политических трибун. И все же в 2003-м году решением Кабинета Министров Украины
Почаевскую лавру изъяли из ведения Кременецкого исторического заповедника, и
шесть объектов были переданы в пользование Украинской Православной Церкви. У
нас заключен долгосрочный договор с Госстроем при Кабинете министров.
Министерство культуры, несмотря на то, что у нас заключен договор,
ходатайствовало о том, чтобы эти объекты были снова переданы заповеднику.
Кременецкий заповедник, в свою очередь, по разнарядке Минкульта обратился к
Почаевскому регистратору, чтобы зарегистрировать за ним эти сооружения, но
получил отказ, поскольку объекты пребывают на балансе лавры. И тогда
подключилась прокуратура…

Почаевская лавра сегодня
Органы
местного самоуправления также не хотят передавать землю под здания, которые
всегда принадлежали лавре и теперь находятся в аварийном состоянии, и которые
мы, по мере своих возможностей, стараемся, с Божией помощью, привести в
надлежащее состояние. Власти не хотят защищать права святыни, а действующее
законодательство, предусматривающее вернуть землю пользователю, не выполняется.
Городской совет уже в 13-й раз отказывает в принятии решения, «благодаря»
активистам «Свободы», которые срывают проведение сессий и угрожают местным
депутатам.
Следует
отметить также, что из государственного бюджета никогда не выделялись деньги на
реконструкцию и содержание храмов и зданий Свято-Успенской Почаевской лавры,
которые являются памятниками архитектуры. Посмотрите фотографии лавры, скажем,
30-летней давности, когда в советский период нам было запрещено что-либо
ремонтировать и реставрировать, и сравните с современным видом лавры. Как
расцвела и украсилась обитель за это время! И вот, монахов снова хотят лишить
права быть хозяевами в их монастыре!
События
сегодняшних дней напоминают 1920-е и 30-е годы, когда большевики лишали Церковь
ее имущества, когда передавали храмы обновленцам. А сейчас в роли «обновленцев»
– так называемая «единая поместная церковь». Но радетели ее создания забыли
перелистать страницы истории и убедиться, что искусственно создаваемая
карманная церковь обновленцев не получила поддержки у верующих, миллионы людей
шли в лагеря, ссылки, в места мучений и казней, но оставались верными Церкви
Христовой. Через несколько десятилетий обновленческая церковь исчезла с лица
земли, а наша Церковь, пройдя через горнило испытаний, остается и поныне, и мы
верим, что по слову Христа, врата ада не одолеют ее (ср. Мф. 16, 18).
– Почаев не
случайно именуют форпостом Православия, поскольку лавра находится на границе с
католическим миром, который во все века стремился подчинить себе святыню, и был
период, когда униатам это удалось осуществить. Но с помощью Божией обитель
снова и снова сбрасывала с себя оковы иноверцев и атеистов.
– Прежде
всего, следует понимать, что место для создания обители здесь указала Сама
Богородица, явившись в огненном столпе в 1240-м году на горе Почаевской,
оставив на камне, как в воске, след Свой Стопы, откуда проистек источник,
текущий по сей день. И Лаврой правит не Минкульт и не краеведческий заповедник,
а Матерь Божия. Достаточно вспомнить несколько эпизодов.
В 1620-м
году внук Анны Гойской, протестант-лютеранин Андрей Фирлей, задумал прогнать
иноков с Почаевской горы, для чего отобрал у них земельные угодья и, ворвавшись
со слугами в монастырь, унес чудотворную икону. После этого дом Фирлея постигли
бедствия и болезни, не прекращавшиеся до тех пор, пока икона не была
возвращена.

Избавление Почаевской обители от нашествия турок в
1675 г., рисунок 1791 года Жигмунта Вогеля (1764‒1826).
В летопись
лавры навеки вошло событие 1675 года, когда во время Збаражской войны
пятидесятитысячный отряд турок и татар под предводительством Нуреддина напал на
обитель. Она была буквально беззащитна перед огромным войском. Но вот над
Свято-Троицкой церковью явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в
руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом. И стрелы, пущенные в сторону
обители, развернулись и стали поражать захватчиков. И те в страхе бежали. Лавра
терпела бедствия и от Речи Посполитой, и во время Первой мировой войны.
Но наиболее
тяжелым испытаниям лавра была подвергнута в XX веке, в хрущевский период. Еще
живы последние монахи, которые были свидетелями тех страшных гонений.
Большинство из них уже перешло в мир иной. Но и там они вместе с нашим
преподобным игуменом Иовом Почаевским молятся о своей обители. В те времена их
отправляли в тюрьмы и психиатрические лечебницы, вывозили за много километров,
лишали прописки, но ничто не могло заставить их покинуть стены родной обители,
они готовы были умереть, защищая ее. И ныне братия лавры настроена точно так
же. Ни один монах не пойдет на компромисс с совестью, никогда не покинет обитель
и не одобрит новых лукавых веяний с созданием так называемой ЕПЦ.
– Монашество
называют индикатором реакции на происходящее в мире и в церковной среде,
почему?
– Потому что
на монаха не найдешь компромат. Монах имеет маленькую келлию, он не имеет недвижимости,
каких-то сбережений в банках, он служит Богу верой и правдой. Молитвенный дух
царит в его душе, и он дает знать, как реагировать на происходящее в мире. Дух
Божий выводит его на ту тропу, которая ведет в Царство Небесное, и поэтому
монаха трудно обмануть или прельстить чем-то. Он много молится, правильно
верует, и, смотрите, после раскола Филарета в 1992-м году ни один монастырь не
поддержал его!
Христианство
и в былые времена, и в ХХІ веке – это исповедничество, потому что мир нас не
понимает и не воспринимает. Как сказал Господь: «Если меня гнали, будут гнать и
вас» (Ин.15, 17). Неслучайно светлой памяти Святейший Патриарх Алексий ІІ
напоминал, что этот современный секулярный мир никогда не примет учение Церкви
Христовой, и мы видим, как в развитых европейских странах и во всем мире
христианство отвергается, нивелируется, преследуется и уничтожается. Или
подменяется каким-то суррогатом.
Суд Божий
совершается здесь, на земле. Там будет приговор. Нужно иметь определенное
сознание, нужно иметь веру. И все пропускать через призму Священного Писания.
Мы должны понимать, к чему нас призывает Господь. К совершенству, к святости, к
Царству Небесному, к правильному, богоугодному провождению христианской жизни.
И какие бы обстоятельства ни складывались, мы должны оставаться верными чадами
Церкви Христовой.
– Владыка,
Блаженнейший Митрополит Онуфрий является священноархимандритом Почаевской
лавры, он в свое время несколько лет был её наместником. Как он реагирует на
происходящее?
– Господь
привел Блаженнейшего Онуфрия на Киевскую кафедру в самое тяжелое для Украины
время, когда страну постигли огромные испытания военного противостояния на
востоке. Политический и экономический кризис повлек за собой и испытания для
Церкви, возникла угроза нового раскола, теперь уже в лице Константинопольского
Патриархата. И все это время Блаженнейший остается для всех нас, архиереев,
духовенства, монашествующих и мирян примером настоящего подвижничества,
молитвенности, несгибаемой воли и оптимизма. Мы все радуемся, что у нас есть
такой Предстоятель, что в таких трудных и тяжелых ситуациях он не падает духом
и подает всем нам пример правильного стояния в вере, пример исповедничества. В
его лице мы видим истинного пастыря, стойкого и мужественного служителя Церкви
Христовой.

Митрополит Онуфрий в Почаевской лавре, 5 августа 2018
г. Онуфрий в Почаевской лавре, 5 августа 2018 г.
Православные
христиане будут ревностными и стойкими, и они себя в обиду не дадут
– Владыка,
что бы вы пожелали нашим читателям, нашей боголюбивой православной пастве в эти
дни начала Рождественского поста?
– В первую
очередь поздравить всех с началом этого прекрасного времени – подготовки ко
встрече с Богомладенцем Христом. Это благоприятное время для очищения наших
душ, для духовного совершенствования. И хочу пожелать, чтобы все мы удостоились
этой спасительной встречи с нашим Рождающимся Господом. А также – стойкости в
вере, и всегда помнить, что Всесильный Бог всегда с нами. Православные
христиане были и будут ревностными и стойкими, и они себя в обиду не дадут.
Просим у святых отцов, братьев и сестер святых молитв за Святую Православную
Церковь, за нашу древнюю обитель, за украинскую державу и её многострадальный
народ. Чтобы, наконец, в нашей стране царствовали любовь, мир и
взаимопонимание.
29 ноября
2018 г.
Источник: http://www.pravoslavie.ru