Глава Сбербанка заявил, что нашей
стране не нужны физико-математические школы. Это кричащее свидетельство того,
что России не нужен и даже опасен Герман Греф.
На днях
глава Сбербанка Герман Греф объявил лучшие отечественные физико-математические
школы «советским пережитком» и сообщил, что стране они не нужны. Чиновник и
банкир высказался прямо и просто:
Когда мы
пытаемся сказать, что сейчас будем развивать специальности «математик» и
«программист», мы попадаем ровно в такую же ловушку, как у нас было какое-то
время назад с юристами и экономистами.
Математическая
подготовка – с точки зрения Грефа – важна, но люди должны быть развиты
равномерно, «на 360 градусов».
Сама эта
формула – «развиты на 360 градусов» - вызывает недоумение, а то и просто смех.
Однако это полбеды. Способность грамотно выражать свои мысли на русском языке
всегда была слабым местом отечественных топ-менеджеров.
Куда
страшнее другое. В основу рассуждений господина Грефа положена в лучшем случае
поразительная неосведомленность, в худшем – явная ложь. За последние
десятилетия математические школы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга,
Новосибирска и других городов выпустили множество ярчайших людей самых разных
профессий – от физиков, инженеров и математиков до управленцев, военных,
журналистов, филологов и поэтов. Это как минимум умные, одаренные люди с
отличной математической подготовкой.
Математика
структурирует мышление. Кроме того, как показывает практика, именно в
математических школах дети получают прекрасное образование и по гуманитарным, и
по естественным предметам. Получается, что самостоятельно мыслящие молодые
специалисты не нужны Грефу и тем кругам, интересы которых он представляет. Это
понятно. Таких гораздо труднее программировать на интересы «корпораций» и
«бизнеса».
Что ж, будем
иметь в виду.
Доска,
тряпка и мел
Грефу сразу
же ответила министр просвещения Ольга Васильева. Развитие
физико-математического образования, подчеркнула г-жа министр, остается
существенной частью национальной стратегии страны, обозначенной в майских
указах президента. Согласно этим указам, в России в ближайшие годы создадут 15
специализированных математических центров. Так что глава Сбербанка может особо
не беспокоиться.
Однако в
данном случае нас интересует даже не сама опасность упразднения
физико-математического школьного образования. Вероятность такого исхода равна
почти нулю – по крайней мере до тех пор, пока к власти не пришли «чистые
грефовцы». Однако высказанное мнение, которое, разумеется, родилось отнюдь не в
вакууме, – это очень серьезный сигнал, из которого надо делать выводы. В данном
случае влиятельнейший топ-менеджер страны, скорее всего, просто проговорился.
Вынес на публику коллективное суждение среды, сообщества, в котором вращается и
интересы которого представляет.
Может быть –
с точки зрения своих интересов, – он напрасно это сделал, преждевременно. Зато
теперь мы точно знаем, чего же хочет Греф и его единомышленники. Если говорить
простыми словами, то, выступая против физико-математических школ, они пытаются
ликвидировать или как минимум подорвать престиж самой серьезной и
интеллектуально-полноценной, обоснованной и плодотворной части отечественного
среднего образования в том, где оно касается самых одаренных детей.
Судите сами.
Уже больше 50 лет именно наше математическое школьное образование считается
одним из лучших в мире. За последние десять лет на международных математических
олимпиадах сборные России постоянно занимают первые места. Только один педагог,
Сергей Евгеньевич Рукшин, основатель и директор Санкт-петербургского городского
математического центра для одаренных школьников, подготовил 40 золотых призеров
международных математических олимпиад. Трое из его учеников становились
трехкратными олимпийскими чемпионами.
Кроме того,
Рукшин – учитель двух лауреатов Филдсовской премии (аналог Нобелевки в
математике) – Г. Перельмана и С. Смирнова.
Отвечая на
вопрос, как вы готовите гениев, Рукшин однажды заметил: «Для подготовки гениев
необходимо обращать внимание только на три вещи: доску, тряпку и мел». И всё.
Деньги вкладывать нужно, прежде всего, в людей, а потом – по возможности – во
всё остальное.
Может быть,
именно это не нравится господину Грефу? Не развернешься с инвестициями и
инновациями? Одни только идеи, открытия, обретения и достижения. Какие-то скучные,
неанглизированные слова.
Зачем России
будущее?
Но это все
шутки. По существу дело обстоит куда серьезнее, чем кажется на первый взгляд.
Глава
Сбербанка всерьез заявляет, что у нас может оказаться слишком много
«математиков и программистов», сравнивает их с экономистами и юристами. Но ведь
это опять сознательная подмена! К математикам и программистам следовало бы
добавить – ученых, инженеров, конструкторов, строителей, создателей новой
военной техники.
Действительно,
зачем эти люди России? Зачем России будущее?
С точки
зрения господина Грефа будет куда лучше, если мы впишемся в мировое
распределение ролей. Пусть по остаточному принципу, пусть на третьих ролях.
Людям, чьи интересы представляет Греф, всегда достанется их кусок. Уж их-то не
обойдут, можно не волноваться.
У этой
истории существует и еще один, совсем неожиданный подтекст. На сей раз
конкретно-политический, сиюминутный. Последнее время с самых разных сторон
раздаются вопли о киберугрозах со стороны России. Госпожа министр обороны
Нидерландов Анк Бейлевелд вообще заявила недавно, что ее страна находится с РФ
в состоянии кибервойны.
Такое
впечатление, что отечественные программисты просто наводят на наших врагов –
реальных и потенциальных – панический ужас. Они пугаются одного их присутствия
в виртуальном пространстве. А тут еще математические школы каждый год выпускают
сотни талантливых, ярких и амбициозных ребят, равных которым нет в мире. И
многие из них готовы служить своей Родине.
* * *
Может быть,
как раз именно в этом все дело? Может быть, именно здесь кроется причина
неожиданно высказанного Грефом желания ликвидировать в стране физматшколы?
Источник: https://tsargrad.tv