В настоящее время в Россию для поклонения принесена
нетленная рука святителя Спиридона Тримифунтского. Это событие, а также
некоторые другие, совпавшие с ним по времени, заставляют внимательнее
всмотреться в его жизнь.
В житии святителя Спиридона содержится описание его
участия в работе Первого Вселенского Собора. На одном из заседаний святитель
наглядно показал арианам единство Лиц во Святой Троице. Чудотворец взял в руки
кирпич и сжал его. В это время из него вышел огонь, потекла вода, а глина
осталась в его руках. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда
святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино» (Святитель
Спиридон Тримифунтский//Христианские святые (интернет-сборник). Ч. 2).
В результате ариане были посрамлены и осуждены, как
еретики, а православное учение восторжествовало. Однако враг не прекращал сеять
плевела ереси среди человечества, особенно на апостасийном Западе, где в
настоящее время вновь искусственно поднимается вопрос о Святой Троице, несмотря
на то, что он уже был исчерпывающе решен святыми Отцами Никейского Собора.
Во второй половине сентября в Католическом университете
Левена прошла трехдневная научная конференция «Аналитическаятеологияи
ТриипостасныйБог: тринитарное возрождение в аналитической традиции»,
сообщается на сайте Института по изучению религии, духовности, культуры и
общества, входящего в состав университета, передает Седмица.ру.
В последнее время внимание западных еретических философов
и теологов, занимающиеся исследованиями в области аналитической философии и
теологии, привлекли внимание проблемы, связанные с разными разделами
христианского вероучения, такими как учение оТроице и другие.
«В связи с этим в профессиональных кругах, среди
представителей аналитической парадигмы, принято говорить о своего рода возрождении традиционной теологической проблематики с
целью изучения ее посредством инструментария и методологии, выработанных в
рамках аналитической традиции» – говорится в пресс-релизе конференции.
Традиционное учение о божественной Троице, центральный и
существенный элемент христианского вероучения, стал основной темой этого
недавнего возрождения.
Бог един по существу и троичен в Лицах – так звучит
догмат о Святой Троице, которые каждый православный христиан, верный учению
Церкви должен принимать на веру, понимает он его или не понимает.
В Левене учение о Святой Троице сформулировано как-то темно,
путанно, двусмысленно. Местные теологи и гости считают, что есть три отдельные
божественные личности или «лица» («ипостаси», «персоны») – Отец, Сын и Святой
Дух, каждая из которых является Богом. Это означает, что эти три лица
одновременно и различны и идентичны, но с точки зрения философско-аналитической
позиции, в этой теологическом концепте нет какой-либо логической последовательности.
Как заявляют представители аналитического направления, это
учение представляет серьезную философскую проблему. С одной стороны, вызывает
дискуссии вопрос о сущности и качествах божественных Лиц. С другой стороны,
исследователи признают логическую проблему в концепте Троицы, которую еще
называют дилеммой единичности-троичности.
Однако на поверку выясняется, что «возрождение традиционной
теологической проблематики», является откатом на 17 веков назад, реанимацией
измышлений и басней эллинских языческих философов и теологов, которые тогда же
были рассмотрены и опровергнуты святыми Отцами Первого Вселенского Собора,
среди которых наряду с Тримифунтским чудотворцем были святители Николай Мирликийский,
Афанасий Великий, Александр Александрийский и многие другие.
Ревизия догмата Святой Троицы, рассмотрение его под углом
философско-аналитической позиции – гордостная дерзость недалеких папистов и
протестантов, самоубийственное вмешательство их со своим аршином в область для
них недосягаемую. У них не хватает благоразумия на то, чтобы премудро
уклониться от исследования Неисследимого, поскольку добродетель смирения
свойственна лишь православным, как свидетельствует преподобный Иоанн Лествичник,
который пишет: «Невозможно пламени происходить от снега; еще более невозможно
быть смиренномудрию в иноверном, или еретике. Исправление это принадлежит одним
православным, благочестивым, и уже очищенным» (Прп. Иоанн Лествичник. Слово 25-е
Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом
чувстве//Лествица).
Верные же чада Православной Церкви за свое смиренное
последование церковному учению награждаются избавлением от блуждания в
теологических тупиках и дебрях, воспринимая истину, открытую Святым Духом через
Его возлюбленные сосуды и, благодаря этому, становятся причастниками высочайших
тайн богословия, недоступных переучившимся гордецам. В этой связи невольно
вспоминаются слова Спасителя: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты
утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было
Твое благоволение (Мф. 11, 25-26).