Согласно
древнему церковному преданию, оставляя этот мир для того, чтобы соединиться со
Своим Сыном и Господом, Пресвятая Богородица завещала две Свои одежды двум
бедным еврейским женщинам, служившим Ей. Они бережно хранили эти реликвии,
передававшиеся от поколения к поколению. В правление Льва I христиане Гальвий и
Кандид получили ризу Богородицы, прибегнув к простительной хитрости, и
положили ее во Влахернской церкви [1].
Пояс
Богородицы был обретен при неизвестных обстоятельствах в епархии Зела, близ
Амасии в Понте. Около 530 года, в правление Юстиниана, он был привезен в
Константинополь [2] и положен в Халкопратийской церкви,
находившейся к западу от Святой Софии, в квартале медников. В этот день в
Халкопратийском храме отмечался престольный праздник и память обретения двух
хранившихся там драгоценных реликвий – честного Пояса Богородицы и Пелен
Христовых.
Много лет
спустя (ок. 888 г.) супруга императора Льва VI Мудрого Зоя тяжело заболела
из-за наваждения нечистого духа. Она увидела сон, в котором ей было открыто,
что она исцелится, если на нее возложат Пояс Богородицы. Император тотчас
повелел сломать печати на раке с реликвией и с изумлением увидел честной Пояс
сверкающим и чистым, будто сотканным вчера. Рядом лежала записка, в которой был
назван день перенесения Пояса в Константинополь и рассказано о том, как сам
император положил его в эту раку и собственноручно ее запечатал. Император Лев
с благоговением приложился к реликвии и передал ее патриарху. Тот возложил Пояс
на голову императрицы, и она тотчас исцелилась от недуга. Все вознесли хвалу
Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс
золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку.
По преданию,
болгарский царь Иван Асень (1187–1196), одержав победу над императором Исааком
II Ангелом (1190), захватил крест с вложенной в него частицей честного Пояса.
Этот крест был брошен неким священником в реку, чтобы он не подвергся
поруганию. Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем
Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне.
Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее совершаются многочисленные
чудеса.
Честной
Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями
молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан
свидетельством спасения. Он словно говорит о том, что нужно обуздывать все
устремления плоти и подражать душевной и телесной чистоте Пресвятой Девы и
Матери Божией, чтобы удостоиться и в своем сердце носить Христа, Который присно
становится ради нас Младенцем.
По книге «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви».
Сретенский монастырь.
-------------------------
[1] Праздник Положения честного Пояса Пресвятой
Богородицы в Халкопратийском храме следует отличать от праздника Положения
честной Ризы, или Мафория, Богородицы во Влахернах (празднуется 2 июля и 1
октября).
[2]
Данные агиографических источников весьма туманны и
противоречивы. Здесь мы приводим версию «Константинопольского Синаксаря»,
подтверждаемую «Императорским Минологием» (XI в.). Однако в том же тексте, как
и в «Минологии Василия II», далее говорится, что перенесение святыни произошло
при Аркадии, сыне Феодосия (395–408). С другой стороны, известно, что
строительство Халкопратийской церкви было начато Пульхерией, а закончено только
при Льве I. Возможно, церковь была разрушена землетрясением и затем
восстановлена Юстином II (565–578), который сделал большой вклад в этот храм и
построил часовню для честного Пояса. 12 апреля в «Синаксаре» поминается другое
перенесение честного Пояса – из Зелы в Константинополь, но в тексте оно
отнесено к IX в. Эта дата, безусловно, ошибочна, поскольку сохранились
церковные песнопения на этот праздник, сочиненные в VII в. св. Максимом
Исповедником, а также гомилия св. Германа Константинопольского, относящаяся к
следующему столетию. Некоторые историки полагают, что сначала существовал
только один праздник в честь честного Пояса и Ризы, отмечавшийся во Влахернах,
и что нынешний праздник появился только в IX в. Как бы то ни было, крестный
ход, который совершался каждую пятницу от Влахерн в Халкопратию, указывает на
связь между этими двумя величайшими Богородичными святынями Константинополя.