Вот уже 13 лет, как полнотой Русской Православной Церкви отмечается день празднования памяти святых Новомучеников и Исповедников Российских. Много говорится об исторической уникальности явления – ни в одной стране никогда не было раньше такого короткого и насыщенного страданиями за Христа периода! Однако, признаемся честно, насколько наш народ – будем говорить даже только о церковном – осознает это и интересуется подвигами своих соотечественников?!
Царская семья, патриарх Тихон, сщмч. Владимир митрополит Киевский, сщмч. Иларион (Троицкий), сщмч. Серафим (Чичагов), священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий),.. в лучшем случае еще «отец Арсений», Бутовские Новомученики… вот, примерно, кого из 2 тысяч прославленных святых может назвать воцерковленный человек сегодня. Статистика показала, что наиболее частыми запросами в интернете являются именно они. Причем, наряду с этим, если тех же Царственных мучеников, например, ищут полторы сотни пользователей в год, то информацию о блаженной Матроне Московской, чья жизнь и подвиг проходили в одно время с Новомучениками, запрашивали аж более миллиона раз!
С другой стороны, смотря по паломничеству, место массовых расстрелов на Бутовском полигоне посещает по статистике около 10 тысяч человек в год, на Ганиной же яме в летние дни бывают до 2 тысяч человек в день! Можно также предоставить информацию по количеству паломников в Свято-Троицкий женский монастырь Симферополя, где покоятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), но едва ли можно предположить, что туда стекаются ради почитания святого как Исповедника Российского… общество, зараженное культом потребления, слабо воспринимает к подвигу новомучеников. Хотя и то, наверное, хорошо, что люди прибегают к целебной помощи святого, через программы по телевизору. Однако это тоже неутешительный показатель, из раздела: слышали, что Новомученикам нужно молиться от безплодия и поехали в Москву – поклониться особо известному своей молитвенной помощью «новомученику» Матроне Московской…
Исходя из такого положения вещей, Священный Синод РПЦ еще в конце 2012 года образовал церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских, секретарем которого назначен игумен Дамаскин (Орловский). Этот отдельный церковный орган ответственен в том числе за: возведение храмов в честь новомучеников, особенно там, где они служили или пострадали; сотрудничество епархий с государством, музейным сообществом и историками в создании памятников, музеев и комплексов в местах служения, смерти и погребения новомучеников, инициирование наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов.
Первоначальная информация о почитании в России новомучеников и исповедников такова: в честь них построено около 70 храмов и монастырей. Существует также около 1200 памятников и памятных знаков жертвам политических репрессий (без выделения из них категории святых). 1 декабря 2012 г. даже президент высказался с речью о необходимости запустить программу по увековечению памяти гонимых.
…Больше тысячи памятников – это много или мало для 2 миллионов 600 тысяч репрессированных в СССР? В том числе для 130 тысяч священников и монашествующих, которые были убиты с 1917 по 1941 год. При том, что к началу революции их было около 140 тысяч. Значит ли такое соотношение – один памятный знак на 2 тысячи репрессированных, – что мы достойно храним свою память?!
Если свести в один список названий современных институтов, способствующих увековечению памяти жертв безбожного режима, то он будет крайне скромным. Сегодня это Центр Сахарова, Мемориал, Санкт-Петербургский Мемориал, отдельные издательства, Мемориальный комплекс в Бутово и незначительное количество небольших организаций в других городах. Частично функцию сохранения памяти также несут на себе краеведческие музеи, которые организуют различные выставки и мероприятия на своих площадках. Например, Томский музей – следственная тюрьма. Под Пермью существует музей «Пермь-36» на территории бывшего концлагеря. В Москве действует музей Истории ГУЛАГа, правда, он тоже возник благодаря усилиям репрессированного. Вот, пожалуй, и все.
«Это часть истории нашего народа, нашего Отечества. Десятилетиями эта история преподносилась в искаженном виде, поэтому росли поколения, которые были воспитаны на советской лжи. Сейчас у этих советских людей выросли дети, и их уже мало интересуют события 70-80 летней давности. И вообще те настроения, которые доминируют в обществе, не очень располагают к углублению в печальные страницы прошлого. Люди настроены на получение чего-то легкого и приятного. Тот культ потребления, который насаждается, в корне противоречит ценностям, за которые умирали наши новомученики. Зараженное культом потребления общество оказывается слабовосприимчивым к подвигу тех, благодаря кому народ наш выстоял и сохранил совесть и достоинство хотя бы в каком то виде», – прот. Александр Мазырин, к.и.н., замзаведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Церкви, ведущий спецкурса «Новомученики и исповедники Российские».
памятник Новомученикам в г. Шуе Ивановской обл.