Царский Друг с Императрицей, детьми и
гувернанткой. Царское Село, 1908 год
Царская тема – особая, с ней
связано многое в жизни. И без фигуры Григория Ефимовича Распутина Царская тема
не будет полной. Знаете же пословицу: «Скажи мне, кто твой друг – и я скажу,
кто ты». А сейчас пытаются доказать, что Царская Семья – святая, а Григорий
Ефимович – грешный и особый злодей. Удивляешься, т. к. никакой логики в этом
нет. Если Царская Семья – святая только по своей мученической кончине, то
предположения разные можно делать. Но мы-то считаем их образцом. Сейчас книги
издаются, одобренные Издатсоветом (записки Императрицы и проч.), – и
оказывается, что эта Семья – святая и по жизни.
Григорий Ефимович чем поразил
Царя? Мы знаем слова Государя: «Везде измена, трусость и обман», и видел он
это, думается, еще до того пресловутого события с мнимым «отречением». Царь
видел, что многие люди – неискренние. И есть слова Императрицы: «Если бы ты
знал, Григорий, сколько красивым почерком гадостей и всяких подлостей пишется,
ты бы тогда понял, как мне милы твои каракули». Вот, Григорий Ефимович был
характерен своей простотой, максимальной искренностью, откровенностью и
честностью, потому что это сейчас – да и в любое время – все-таки редкость.
Почему люди тянутся к старцам? Они видят воплощенный идеал Христианства в
конкретном человеке. Думаю, что подобный идеал простого человека и старца
Царская Семья увидела в Григории Ефимовиче. В этом – его неоценимая заслуга. И
влияние он оказал огромное. Устроенная на него травля имела целью
дискредитировать Царскую Семью, любые способы шли в дело – и двойники, и
клевета…
В моей жизни было несколько
явных чудес, связанных с Григорием Ефимовичем Распутиным. Расскажу об одном.
Когда мы жили на Брянщине, у моего старшего сына был друг-одноклассник, но на
год постарше. Они уже практически заканчивали школу, дело шло к армии. Конечно,
это был юный возраст, и зачастую, как многие старшеклассники, они занимались
ерундой, но все-таки и в храм приходили.
И вот произошел такой случай.
Второй сын звонит и говорит: «Папа, приезжай в деревню, я не знаю почему, но
Леше (его другу) плохо, он умирает – наверное, его надо причастить». Степа –
сам испуганный и меня напугал, ничего толком не мог объяснить, был в панике. Я
поехал. По дороге предполагал, что у парня что-то с сердцем случилось или нечто
подобное.
Приезжаю, а дом весь побитый.
Друг сына, Алексей, вне себя, в каком-то жутком состоянии одержимости,
беснования, разворотил весь дом – двери, окна разбиты, все перевернуто, сам
порезанный. Там сидит и его мать, дрожа от ужаса, а он бегает, что-то кричит. И
там же участковый врач-терапевт, который к тому времени успел приехать и
вызвать по мобильному телефону скорую помощь – психиатрическую. Вот, в этот
момент я захожу туда, и мы все понимаем, что это беснование. Конечно, какое уже
там Причащение или что-то подобное? Надо как-то помолиться, чтобы облегчить ему
это состояние.
Мы все встали на коленки,
чтоб усердно помолиться, и я стал читать акафист святым Киприану и Иустине. И
вот во время чтения тот бес, что был в мальчике, нам говорит: «Все равно я не
выйду». Опять он бегает, снова подходит и сообщает: «Для меня эта молитва –
слабая». Потом говорит: «Я вошел в него через самогонку, которой его поили в
соседнем доме». Меня жуть пробирает от того, что он разговаривает не своим
голосом, произносит такие вещи, пытаясь сбить молитву.
Мы прочли акафист – и никаких
последствий. А т. к. я почитаю Григория Ефимовича, – потому что знаю, что
старец Николай Гурьянов его почитал, а я к нему ездил семь лет, – то начал
читать акафист Григорию Ефимовичу Распутину. И вот, после первого кондака и
икоса бес вышел! Причем без «театрального» какого-либо сопровождения, вроде:
«Ой, выхожу, выхожу», а просто друг моего сына, Алексей, очнулся и с крайним
удивлением смотрит вокруг, недоумевая: а что тут творится?
Этот случай – из наиболее
ярких, и для нас в том числе. Все это оказало влияние и на врача участкового.
Мы его убедили не отдавать мальчика в психиатрическую больницу, потому что про
него неизвестно что бы после такого говорили, и вся жизнь была бы искорежена. И
когда я ехал обратно, по дороге пересекся со скорой помощью, объяснил им
ситуацию и написал бумагу, что беру парня под свою ответственность. На другой
день мы на службу пошли, причастил его…
Моего сына Степана и других
детей так это впечатлило – они все чтят Григория Ефимовича теперь. А сын мой
поступал недавно в Питерскую семинарию. Конечно, подготовился он слабовато, а
там и сильные ребята не поступали. Но пришел домой радостный – его приняли, и
сказал: «Пап, я молился Григорию Ефимовичу!» Вот, настоящие чудеса!
До сих пор происходят
подобные вещи с нами, среди наших прихожан. Например, у одного был серьезный
суд, его здорово подставили. Все знали, кому молиться.
Книга
с наследием Г. Е. Распутина (издательство «Царское Дело»)
По молитвам к Григорию Новому
решаются любые вопросы. Не только какие-то мелочи, но и жизненно важные случаи.
Сейчас Григорию Ефимовичу и
акафисты можно найти, и книги о нем есть в продаже. Известны замечательные
творения Царского Друга (книга «Вериги любви»). Любой здравый человек, который
прочтет воспоминания Григория Ефимовича о торжествах в Киеве, например, или о
паломничестве на Святую Землю, душу автора почувствует. А понять Григория
Ефимовича, не соприкоснувшись с его воспоминаниями, едва ли возможно. Потом уже
– когда человека полюбишь, почувствуешь, поймешь, – то, конечно, начнешь и
молиться ему. Общение людей на этом и строится – это разговор с Богом и душами
Его святых.
Протоиерей Аркадий
Петровцев
Источник: газета «Православный
Крест», № 16 (208) (от 15 августа 2018 г.)