Администрация
Президента, Сбербанк и Министерство цифрового развития ответили на тревожные
запросы российских граждан о принудительном внедрении в стране Единой
биометрической системы (ЕБС) при взаимоотношениях с банками, обязательной
регистрации на интернет-портале госуслуг (ЕСИА) в случаях взаимодействия с
государством и т.д. Ответы полностью подтверждают выводы РИА «Катюша» и многих
независимых экспертов: любая обязаловка в этих вопросах незаконна и
антиконституционна. Мы прекрасно знали это и ранее, но лишний аргумент в свою
защиту от кураторов «цифровизации всея Руси», естественно, не помешает. Главная
проблема в том, что в реальной жизни вместо декларируемой на бумаге
добровольности люди повсеместно сталкиваются с шантажом чиновников, ростовщиков
и поражением в законных правах.
Советник
департамента письменных обращений граждан и организаций из АП отмечает, что
удаленный порядок открытия счетов является лишь одним из вариантов для клиента
банка наряду с привычной личной явкой. Также он констатирует: передача сведений
о физлице в ЕСИА и ЕБС осуществляется исключительно с согласия этого физлица. И
ниже еще пояснение: биометрическая идентификация идет в добровольном порядке,
права клиентов банков при этом никак не нарушаются.
Все бы
ничего, только есть указания от Центробанка — к концу 2020 года все российские
банки ОБЯЗАНЫ внедрить в своих отделениях механизм удаленной идентификации
клиентов. И не случайно цифролоббисты из Правительства вместе с
банкирами-космополитами типа Олега Тинькова и Германа Грефа на всех круглых
столах и конференциях заявляют о своей уверенности в скором повсеместном
использовании биометрии и наступлением в связи с этим «новой реальности». А
потому уже сейчас в интернете на различных форумах можно увидеть жалобы
граждан: банкстеры просто прописывают необходимость сдачи биометрических данных
в типовых согласиях на обработку ПД, без подписания которых вам не откроют
вклад и не дадут кредит.
Все больше
убеждаешься в правоте тех, кто утверждает: ФЗ №152 «О персональных данных», за
исключением пункта о добровольности процесса, является избыточным, создан
скорее в интересах мошенников, торговцев «цифровыми личностями» и операторов
систем тотального контроля за населением. Мало того, он катастрофически
увеличил бюрократическую работу медицинским организациям, школам, не говоря уже
о конторах, работающих с деньгами. Ведь и ранее работали нормы о банковской,
медицинской тайне, охране личной жизни. При заключении договора об оказании
медуслуг или зачислении в школу персональные данные человека автоматически
начинают использоваться в соответствующих целях — и никому в голову не
приходило требовать от гражданина согласие под роспись на каждый чих. Все
потому, что ключевые пункты в типовых «согласиях» разрешают трансграничную
передачу данных, их попадание в руки абстрактным «третьим лицам» в практически
пожизненное пользование. В таких условиях любой отзыв человеком «согласия»
становится пустой формальностью.
(Образец
широчайших полномочий сторонней организации, прописанных в согласии гражданина
на обработку ПД)
Вот
аналогичный ответ от Сбербанка, согласно которому «отказ от сбора биометрии в
ЕБС никак не скажется на обслуживании клиента». Вроде бы для тех, кто не
обратился за этой услугой лично и не дал информированное согласие, ничего не
меняется.
Но и здесь
есть подводный камень, о котором умалчивают официальные отписки. Добровольность
входа человека в ЕБС и ЕСИА элементарно нивелируется возможностью отказа банка
в обслуживании, в открытии счета, вклада и т.д. Точно так же, как ни один
ростовщик сейчас не будет иметь с вами дело в случае вашего отказа подписать
согласие на обработку ПД! А ростовщику в случае такого отказа ничего не будет —
все это подробно расписано в принятом в конце прошлого года модульном законе ФЗ
№482 . Изначально все биометрические «инновации» прописывались как дополнение к
ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма». Так что банк может отказать
клиенту в обслуживании, если у него возникнут подозрения в том, что клиент
связан с «легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или
финансированием терроризма». Человек, не желающий оставлять детальное фото лицо
и образец своего голоса, может просто показаться подозрительным работникам
банка — по принципу «значит, ему есть что скрывать». А далее следует его
поражение в правах по сравнению с теми, кто легко и непринужденно сдает свою
биометрию.
Заключительный
ответ из Минцифры как раз об этом — замдиректор Департамента развития
электронного правительства сообщает, что порядок сдачи биометрии соответствует
положениям законодательства в области ПД. Не будем приводить документ на 4
страницах полностью, т.к. ключевым здесь является последний абзац.
Итак, любое
принуждение граждан к передаче личной информации в какие-либо электронные
системы в целях автоматизированной обработки, учета и т.д. является
антиконституционным. Но по факту принуждение имеет место повсюду: при визите в
поликлинику, больницу, диспансер, в социальную службу, при внедрении в школах и
детсадах электронной системы «проход-питание», не говоря уже о недавней
инициативе министра образования Ольги Васильевой нашпиговать школы
биометрическими камерами. В тех же кредитных организациях без типового
«согласия», куда без проблем отдельным пунктом прописывается биометрия, с вами
никто разговаривать не станет. Кроме того, есть множество свидетельств
незаконного использования страхового номера индивидуального лицевого счета
(СНИЛС) в качестве идентификатора личности в самых различных сферах, которые
никак не соприкасаются с реализацией пенсионных прав граждан (именно последним
пунктом объяснялась повальная раздача СНИЛС — в т.ч. новорожденным).
В целом же,
законодательство по теме цифровизации становится все более опасным для граждан.
Вот лишь несколько конкретных примеров того, как граждан ловят в цифровые сети,
выскочить из которых почти невозможно. Согласно 143-ФЗ «Об актах гражданского
состояния», ЗАГСы передают данные о рождении ребенка в пенсионный фонд, который
немедленно присваивает новорожденному СНИЛС — в противоречие его основным
функциям.
Далее при
регистрации прав на недвижимость у гражданина требуют тот же СНИЛС согласно
218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Статус основного
идентификатора гражданина в ЕГРП законодательно закреплен именно за СНИЛС,
причем сделано это под лукавым предлогом того, что человек может менять
паспорта, место жительства, а вот его страховой номер выдается
пожизненно…
Еще пример:
по информации «Катюши», в собесах в этом году прямо заявляют, что новые пособия
на детей, учрежденные по инициативе Президента Владимира Путина, невозможно
будет получить без предоставления СНИЛС.
Также
граждане получают от властей отказы на свои заявления с запретом передачи
данных в ЕГИССО. Сам вопрос добровольности входа в эту систему в ПФР трактуют
очень лукаво:
Из третьего
абзаца ответа чиновников следует, что ЕГИССО — это вроде как всего лишь
информационная система, обеспечивающая граждан, органы власти и т.д.
ИНФОРМАЦИЕЙ по социальным выплатам. С другой стороны, в последнем абзаце
буквально говорится: «обработка персональных данных в ЕГИССО необходима для
заявленной цели — ОКАЗАНИЯ меры социальной ПОМОЩИ». Получается, это уже не
просто инфосистема — от включения в нее зависит сам факт выплаты денег
гражданам. И человек, отказавшийся давать добровольное согласие на обработку
ПД, включающих подробные сведения о его доходах и имуществе, социальном статусе
и т.д., и их отправку в ЕГИССО, может быть поражен в правах и лишен положенных
ему по закону льгот и пособий.
К 2020 г. в
рамках приоритетной программы «Цифровая экономика» Правительство планирует «создание
системы центров обработки данных, обеспечивающей обработку всех данных,
формируемых российскими гражданами и организациями на территории РФ».
Вышеупомянутые информационные системы по законодательству являются
интегрируемыми. А Центробанк довершит дело введением сквозного идентификатора
личности — личным номером человека, открывающим путь к полному досье на него и
его семью, вплоть до биометрии, сведений об особенностях психики и здоровья,
подробному списку покупок и т.д. Заметим, что это прямо противоречит Поручению
Президента РФ Председателю Правительства от 26 апреля 2017 года, в котором
сказано:
«В целях
повышения информационной безопасности государственных информационных систем в
Российской Федерации и защищенности персональных данных граждан Российской
Федерации обеспечьте внесение изменений в федеральные законы, предусмотрев
следующие принципы обработки данных в государственных информационных системах:
-
минимизацию состава обрабатываемых персональных данных, необходимых для решения
возлагаемых на информационные системы задач;
-
декларирование и согласование порядка обработки персональных данных с целями их
обработки;
- хранение
персональных данных в электронном виде в информационных системах по месту
возникновения таких данных».
Банкстеры и
цифролоббисты во власти хотят достигнуть иных целей, а именно создать «общую
цифровую среду доверия на пространстве ЕАЭС, а также общей политики по созданию
такой среды доверия с другими государствами и интеграционными объединениями».
Из чего можно заключить, что на наших глазах происходит построение глобальной
системы номерной идентификации субъектов с обработкой всех их ПД «в одной
корзине».
Неслучайно в
середине февраля нынешнего года на экспертном совещании в Общественной палате
было отмечено, что формируемая система подрывает запрет, предусмотренный частью
3 статьи 5 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных
данных» («Принципы обработки персональных данных»): «Не допускается объединение
баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в
целях, несовместимых между собой». Это правило обеспечивает защиту
конституционного права на неприкосновенность частной жизни механизмом
разведения по разным базам персональных данных, касающихся разных сфер частной
жизни человека. Очевидно, что в случае внедрения сквозного идентификатора к
интегрируемым базам со всеми данными о личности обозначенный механизм будет
полностью уничтожен.
Отдельные
стойкие граждане добиваются защиты своих прав в судах, сражаясь против отдельных
элементов электронного концлагеря. Получается это у них после многих месяцев, а
то и лет судебных тяжб, на которые тратятся здоровье и немалые деньги. Но в
сухом остатке: налицо именно принудительный, насильственный, а не добровольный
характер осуществляемых перемен. Мы видим, что уже начинают меняться правовые
нормы и их трактовки органами власти, обязанными стоять на страже закона.
Налицо и желание цифролоббистов принципиально изменить сам подход к этому
вопросу — сейчас в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, вводящий
понятие «цифрового права» и «цифровых денег» , внесенный спикером Вячеславом
Володиным и главой Комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым. В конце
мая он прошел первое чтение и после неких «доработок» наверняка будет
утвержден, что еще больше укрепит стены «цифровой темницы».
Итак, мы
видим, что в законах России формально пока остаются нормы, защищающие граждан
от ц
ифрового беспредела, но это «окно возможностей», как было показано на
примерах выше, постоянно сужается. И вместо убаюкивания народа мнимой
добровольностью давно запланированной «цифровой трансформации» страны, властям
следовало бы задуматься о доступности детальной информации обо всех гражданах
России внешним недоброжелателям, об опасностях для россиян со стороны
злоумышленников, в том числе недобросовестных чиновников, об истинных
бенефициарах нового электронного мирового порядка. Взлом систем и утечки
персональных данных — это уже ежедневные будни новостных лент. Или пусть заявят
нам прямо, что вопросы нацбезопасности и госсуверенитета, равно как и
фактического перехода власти в руки ростовщиков и транснакорпораций, волнуют их
в последнюю очередь.
Иван
Ваганов, РИА Катюша