В ходе заседания Священного Синода Русской Православной
Церкви, состоявшегося 14 июля 2018 года в Екатеринбурге, был рассмотрен вопрос
о замещении должности ректора Московских духовных школ. Новым ректором
Московской Духовной академии и семинарии назначен архиепископ Петергофский
Амвросий, который освобожден от должности ректора Санкт-Петербургских духовных
школ. За достойное служение на должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ
на протяжении почти 10 лет владыке Амвросию выражена благодарность.
Преосвященному Амвросию Священный Синод определил быть архиепископом Верейским,
викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Напомним, что архиепископ Амвросий (Ермаков), будучи
ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, «прославился»
служением т.н. «миссионерских литургий» (даже с участием в них в качестве
лектора-комментатора протодиакона Андрея Кураева), которые представляют собой
не то богослужение, не то спектакль: и молиться невозможно, и наслаждаться
талантами лектора и хора как-то кощунственно. Такие «миссионерские литургии» с
непременными многочисленными остановками богослужения для «миссионерских
комментариев» (лекций), иногда даже с использованием мультимедийных технологий
– больших экранов, установленных в храме, как в кинотеатре, – являются
настоящей профанацией православного богослужения. Это какая-то «игра в
литургию», когда служба несколько раз прерывается и лектор поясняет: «а сейчас,
братья и сёстры, мы будем делать то-то и то-то...». Непонятно, почему пояснения
«происходящих священнодействий и исполняемых молитвословий» (т.н.
«комментарии») нельзя провести во внебогослужебное время, не нарушая
молитвенного строя литургии и её сакрально-мистической целостности? Какой смысл
в подобных объяснениях именно на литургии, а не на специальных огласительных
беседах, возможно, с использованием видеоматериалов?
Подобные «миссионерские литургии» представляют собой
самое настоящее глумление над православным богослужением. Это профанация
таинственной жизни Церкви, глубокое непонимание природы молитвы. Если
собравшиеся в храме богомольцы нуждаются в комментариях лектора и экскурсовода,
готовы ли они к молитве?
Отметим, что так называемые «миссионерские литургии» –
«гениальное» изобретение миссионерской мысли последних лет, до которого не
додумывались даже обновленцы прошлого века. Это новое модернистское явление в
богослужебной практике Русской Православной Церкви приобретает в последнее
время всё бóльшие размеры.
Кроме того архиепископ Амвросий (Ермаков) ежегодно
проводит неуставные самочинные «литургии апостола Иакова» (см.
http://www.blagogon.ru/digest/697/). «Литургия апостола Иакова» обладает
множеством отличий от принятых Русской Церковью богослужений – литургий
византийского типа – святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория
Двоеслова. Отличие этой «литургии» в том, что большинство тайных молитв
читается вслух, а не шёпотом или про себя, как в Литургиях Иоанна Златоуста,
Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Ектеньи и Священное Писание читаются
диаконами лицом к народу, а не к алтарю. Кроме Апостола и Евангелия читается
Ветхий Завет. На этой «литургии» не обязательно совершать Проскомидию, так как
это более поздний обычай, и если Проскомидия не совершается, то не читаются и
3-й и 6-й часы. Но главной отличительной особенностью «литургии ап. Иакова»
является то, что священники совершают эту литургию без наперсных крестов: перед
началом этой литургии священники снимают с себя наперсные кресты, а епископы –
и панагии (отвергаясь своего Креста, священник лишается главного оружия и
защиты от лукавого!), а также способ причащения мирян. За «литургией ап.
Иакова» верующие миряне причащаются отдельно Тела и отдельно Крови Христовой,
при этом миряне причащаются Святой Крови сами прямо из Чаши, как и
священнослужители: сначала предстоятель (епископ или священник) влагает в уста
причастнику частицу Тела Христова с Дискоса, потом другой священник (а иногда и
диакон) даёт причастнику испить из Потира (Чаши) Кровь Христову.
Напомним также, что 2 мая 2015 года за всенощным бдением
в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской
православной Духовной академии ректор академии архиепископ Петергофский
Амвросий вручил профессору Академии, доктору богословия протоиерею Георгию
Митрофанову Патриаршую награду – митру. Имя «церковного власовца» протоиерея
Георгия Митрофанова у нас знают очень многие. В 2005 году протоиерей Г.
Митрофанов назвал празднование 60-летней годовщины победы в Великой
Отечественной войне «победобесием». Объясняя смысл изобретенного им термина,
отец протоиерей говорил о том, что надо помнить, какой ценой куплена победа,
помнить о миллионах погибших не только на поле боя, но и в сталинских лагерях,
а также не забывать о настоящих героях – бойцах армии Власова. Для прот. Г.
Митрофанова генерал Власов – не предатель, а всего лишь человек, достойный
сострадания; гитлеровские холуи – не власовцы, а советские защитники Родины –
«холопы Сталина». Согласно идеологии прот. Митрофанова, только «подвиг»
власовцев, издали погрозивших винтовкой сталинскому правительству, «спас
русский народ от презрения и позора».
Следует отметить, что Санкт-Петербургские духовные школы
на протяжении столетий всегда были рассадником богословского либерализма,
богослужебного реформаторства, церковного модернизма. Именно среди высшей
профессуры, преподавателей и руководства С.-Петербургских духовных школ в
начале ХХ века зародилось реформаторское движение под видом сторонников «Нового
религиозного сознания», «Религиозно-философских собраний», «Союза церковного
возрождения», «Группы 32-х священников», «Союза ревнителей церковного
обновления». Это были собрания околоцерковной интеллигенции и либерально
настроенного духовенства, впоследствии образовавшие обновленческое движение,
представители которого предлагали радикальные богослужебные реформы, пересмотр
отношений к православным догматам и канонам, к еретическим и гностическим
учениям, к браку, чтобы тем самым преодолеть некий «внутренний кризис», якобы
мешающий Российской Православной Церкви исполнить «великую задачу общественного
спасения», т.е. «подтянуть историческую Церковь» до их реформаторского
духовного уровня.
И этот тлетворный реформаторский дух теперь будет
проникать в стены Московской Духовной академии и семинарии!
Остается выразить глубокое соболезнование всему
преподавательскому составу и учащимся Московской Духовной академии и семинарии
(на протяжении многих десятилетий Московские духовные школы были образцом
лучших образовательных и богословских традиций Русской Православной Церкви,
оплотом традиционного православия и кузницей ревностного православного
духовенства нашей Церкви) в связи с назначением нового ректора, сторонника модернистских
обновленческих реформ и либеральных подходов к церковно-общественной жизни,
продолжателя реформаторских и богословских «традиций» С.-Петербургских духовных
школ.
Источник: http://www.blagogon.ru/