Московская патриархия принимает
гостей: в понедельник в столицу прибыла делегация Константинопольского
патриархата. Вряд ли, однако, встречу можно назвать радостной. Фанар —
исторический район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского
патриарха, — готовится принять решение по вопросу об автокефалии Украинской
Православной Церкви. Решение, скорее всего, положительное - положительное
для украинских раскольников и людей, захвативших власть в Киеве, и печальное и
пагубное для самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Именно с этим и связан визит: посланцы Вселенского патриарха объезжают
православную ойкумену, выясняя отношение поместных Церквей к украинской
проблеме - проблеме, никогда не существовавшей, но искусственно раздутой новой
киевской «властью».
Участвовавшие во встрече с
Патриархом Кириллом члены делегации Константинопольской Церкви обещали донести
до Патриарха Константинопольского Варфоломея позицию Русской Православной
Церкви об автокефалии для Украины.
На то, что речь идет отнюдь не о
дружеских посиделках, не о дежурном обмене комплиментами между хозяевами и
гостями, указывает и крайняя информационная скупость патриархии. «9 июля 2018
года святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей рабочей
резиденции в Чистом переулке в Москве встретился с членами делегации
Константинопольского патриархата митрополитами Галльским Эммануилом и Смирнским
Варфоломеем», — гласит официальное сообщение отдела внешних церковных связей
Московского патриархата. Предметом обсуждения были «вопросы, связанные с
проблематикой сохранения межправославного единства». Более — ничего.
Отказался поделиться
подробностями и пресс-секретарь Патриарха Александр Волков: «Эта встреча
находится вне официального публичного служения патриарха, она носит рабочий,
закрытый характер». Впрочем, пресс-секретарь не стал отрицать, что главным
пунктом повестки была украинская автокефалия. Что касается позиции РПЦ по этому
вопросу, то, по словам Волкова, за последнее время она «никаких изменений не
претерпела и заключается в том, что предоставление автокефалии церковным
неканоническим структурам, действующим на территории Украины, абсурдно и будет
иметь самые негативные последствия для всего мирового Православия».
Напомним, что в апреле этого года украинские власти, президент и поддержавшая
его Верховная рада, и две украинские неканонические церковные структуры —
раскольническая т.н. Украинская православная церковь Киевского патриархата и
Украинская автокефальная православная церковь — обратились к Вселенскому
патриарху Варфоломею с просьбой рассмотреть вопрос о создании «единой поместной
Украинской церкви» и предоставлении ей автокефалии — независимости от
ненавистной для них Москвы.
Хотя на самом деле Москва— Русская Православная Церковь Московского
Патриархата— никогда не имела и не хотела иметь не только никакой власти
над раскольниками и униатами на Украине, но никогда не стремилась вообще
поддерживать какие-то отношения. Поскольку эти структуры -раскольническая
т.н. Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная
православная церковь - не имеют никакого отношения к Православию и Русской
Православной Церкви. Нашей заботой - заботой РПЦ МП - всегда были, есть и будут
только православные верующие Украины - прихожане храмов Украинской Православной
Церкви Московского Патриархата.
«На сегодняшний день Украина как никогда близка к появлению собственной
автокефальной поместной православной церкви, — заявил тогда Петр Порошенко,
которому хотелось просто иметь церковь послушную власти и ненавидящую Москву,
как и он сам. — Очень надеюсь, что это решение будет принято до 1030-летия
крещения Руси-Украины».
1030-летие будет отмечаться 28 июля этого года, так что времени остается совсем
немного. Но безосновательными надежды президента никак не назовешь. Вряд ли,
конечно, автокефалию даруют ровно к этой праздничной дате, но признаков того,
что решение Фанара не заставит себя долго ждать и что оно будет положительным
для украинских церковных сепаратистов, все больше.
Первый серьезный знак то, что Вселенский патриарх тотчас принял дело к
рассмотрению.
Не менее важным сигналом следует считать недавнее заявление Варфоломея: «Константинополь
никогда не выдавал разрешения передавать территории Украины кому-либо, кроме
права хиротонии Киевского митрополита в Москве на условиях его избрания соборно
в Киеве на местном Соборе и при безусловном упоминании Вселенского патриарха...
Наш престол не признал отделения Киевской митрополии и зависимых от нее
православных церквей Литвы и Польши и их присоединения к Московской церкви, что
было осуществлено против канонов, при этом не были соблюдены права Киевского
митрополита, который носил титул экзарха Вселенского престола».
Для справки. Речь идет о
событиях, последовавших после присоединения к Российскому государству
украинских земель: до этого они находились в юрисдикции Константинопольского
патриархата. В 1686 году Вселенский патриарх Дионисий IV издал томос (указ) о
передаче Киевской митрополии в ведение Московского патриарха. Но, как можно
понять из заявления Варфоломея, этот акт в Стамбуле ныне не считается
каноническим. Однако на деле все необходимые условия были соблюдены, и Русская
Православная Церковь на законных основаниях считала и считает Украину
(Малороссию) своей исконной территорией.
Судя по последним публичным
высказываниям наших церковных иерархов - как Украинской Православной Церкви
Московского Патриархата, так и Русской Православной Церкви, отдавать Украину и
украинских православных верующих на растерзание раскольникам и униатам они не
намерены.
По статье Андрея Владимирова
Источник: http://www.rusfront.ru/