Законодатели
расширили полномочия комиссиям по делам несовершеннолетних. Теперь эти
структуры, созданные в годы Гражданской войны для борьбы с беспризорностью, а в
последние десятилетия ставшие откровенным анахронизом, приобретают полномочия
сопоставимые с судебными. В частности, КДН теперь будут активнее привлекать
родителей за «неисполнение родительских обязанностей» и наказывать родителей за
антиобщественные действия, оказывающие отрицательное влияние на поведение
несовершеннолетнего и совершенные в присутствии несовершеннолетнего
Согласно принятому
Думой и подписанному Президентом 27 июня этого года ФЗ № 170-ФЗ «О внесении
изменений в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», статьи 22 и 66 ФЗ «Об образовании в РФ» и о признании
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных
актов) РСФСР и РФ», КДН теперь могут принять решение о проведении
разъяснительной работы в отношении родителей в случаях совершения ими в
присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных
действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего. С
учетом того, что понятие «антиобщественные действия» и «отрицательное влияние»
крайне неопределенны, новая норма усилит незаконное давление на нормальные
семьи. При этом следует иметь ввиду, что учет семьи в КДН – это высочайший риск
ограничения /лишения родительских прав. При этом по новому закону решение будет
приниматься не в порядке, установленном КоАП (которое используется при
рассмотрении дел по ст. 5.35 КоАП), а без такового. Т.е., минимальные
процессуальные гарантии, которые дает КоАП для защиты родителей от
неправосудных решений КДН, исключаются при вынесении решений «о проведении
разъяснительной работы». Неприемлемой является также новая норма о том, что КДН
«осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством РФ и
законодательством субъектов РФ». Как эта норма объясняется в Пояснительной
записке:«Сложившаяся практика (!)деятельности комиссий
вызывает также необходимость внесения изменения в статью 11 ФЗ № 120-ФЗ,
направленного на закреплениенеисчерпывающего (!)перечня
полномочий указанных органов».
По
официальным данным Росстата, через систему «профилактики безнадзорности» путем
изъятия (в т.ч. временного) детей из семьи в России проходит около 300 тысяч
детей ежегодно. Число родителей, которых КДНы привлекают ежегодно к
административной ответственности за «неисполнение или ненадлежащее исполнение»
обязанностей по воспитанию (ст. 5.35 Кодекса об административных
правонарушениях, далее – КоАП), составляет полмиллиона.
Практика
доказывает юридическую безграмотность подавляющего большинства членов КДН,
работающих преимущественно по методичкам прозападных ювенальных НКО, которые
дают неадекватные критерии для признания родителей социально-опасными.
Дело в том,
в КДН могут входить абсолютно любые «заинтересованные лица». Не существует
никаких требований к их возрасту, образованию, статусу. Иными словами,
серьезные и сложные юридические дела в отношении родителей по ст. 5.35 КоАП
могут решать совсем молодые люди, не юристы, люди, вообще не имеющие высшего
образования, или представлений о семейной жизни.
Юристы
Общественного уполномоченного по защите семьи провели анализ практики работы
КДН в части рассмотрения административных дел в отношении родителей.
Выяснилось, что КДН регулярно нарушают процессуальные права родителей, которых
привлекают к ответственности.
Например,
после сигнала о якобы «неблагополучии в семье» КДН нередко принимает решения
без уведомления родителей, без использования обязательных протоколов, лишая
родителей права на защиту. КДН часто разными методами блокируют участие в
административном производстве правозащитников родителей, не разъясняют
процессуальных прав участников процесса, препятствуют аудиозаписи заседаний в
нарушение КоАП, не мотивируют свои решения, не знают прав участников процесса,
на заседаниях всем составом жестко давят на родителей, оценивая их как заведомо
виновных и т.п.
При
рассмотрении дел КДН часто принимают решения о «неисполнении обязанностей по
воспитанию детей» родителями и привлекают их к ответственности по надуманным
поводам и при реализации родителями своих законных прав. Например, КДН в
Ярославской области привлекли маму школьницы к ответственности за то, что мама
привела в школу ребенка, не привитого от полиомиелита. Позиция КДН является
грубейшим нарушением права родителей на отказ от медицинских вмешательств (http://дети-петербург.рф/News/?newsid=1208).
Весьма часто
КДН привлекают родителей к административной ответственности только за факты
неуспеваемости ребенка в школе (!), либо за «плохое поведение ребенка» (данные
о котором нередко являются ложью в целях борьбы с «неудобными родителями», а
иногда некорректное поведение ребенка вызвано действиями педагогов школы или
других лиц и не имеет никакого отношения к исполнению родителями обязанностей).
Так, в одном
из дел КДН предъявили маме следующие претензии: «не взаимодействует со школой,
не посещает родительские собрания, в присутствии сына отрицательно отзывалась
об учителях школы, не являлась на заседания комиссии по неуважительным
причинам». Решением Костромского облсуда этот опус КДН отменен, но сколько
времени и сил занимает борьба родителей с ювенальными шантажистами!
В другом
деле КДН указала, что мать «ненадлежащим образом исполняет родительские
обязанности, что проявляется в психологическом страдании ребенка вследствие
сложившейся между родителями несовершеннолетнего конфликтной ситуации». Таких
решений масса. То есть,ссора родителей расценивается как «неисполнение
обязанности по воспитанию».
Родителей
также могут привлечь за отсутствия их рядом с ребенком– даже если дети
находятся с родственниками.В одном из дел сказано: «Согласно
протоколу о правонарушении была выявлена О., которая не выполняла должным
образом обязанности по воспитанию детей, оставив их с отцом без надлежащего
присмотра со своей стороны». То есть, факт оставления ребенка матерью с отцом
признан нарушением! Данный акт КДН был отменен Решением Московского горсуда.
В одном из
дел КДН привлекло мать к ответственности за то, что она – цитата – «допустила
ситуацию,при которой у сына была возможность управлять мопедом и передвигаться
на нём по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе и без мотошлема,
не воспрепятствовав этому». При этом КДН не учли показания матери о том, что «в
её присутствии сын всегда катался на мопеде в шлеме, ездить по дорогам на
мопеде она сыну никогда не разрешала». Неадекватное решение КДН отменил
Верховный суд. Подобных незаконных решений КДН – бесконечное множество.
Беспредел
местных КДН, принимающих решения против родителей, усугубляется беспределом КДН
более высокого уровня, которые принимают нормативные акты, нацеливающие на
вмешательство в нормальные семьи.
Например, в
Краснодарском крае утверждено Постановление краевой КДН от 24 октября 2014 г.
«Об утверждении порядка работыпо раннемувыявлению детского и
семейного неблагополучия на территории Краснодарского края».
Согласно
постановлению в систему «раннего выявления» включены учреждения образования,
здравоохранения, женские консультации, товарищества собственников жилья,
управляющие компании, старшие домов, подъездов и др.
Работникам
образовательных учреждений вменен в обязанность «ежедневный внешний и
визуальный осмотр воспитанников по мере их прибытия» (отсюда практика наказания
родителей детей за банальные синяки), а также посещение на дому вновь прибывших
на постоянное место жительства детей с дальнейшей передачей информации в
уполномоченные органы.
Председателям
ТСЖ, управляющим компаниям, старшим по подъезду вменено в обязанность сообщение
в отдел профилактики семейного неблагополучия информации о задолженности по
оплате за техобслуживание и жилищно-коммунальные услуги в течение более 2
месяцев – как основания, создающего «неблагоприятные условия для воспитания
детей».Долги по ЖКХ расцениваются как неисполнение обязанностей по
воспитанию!
Очевидно,
что КДН используется как инструмент давления и шантажа с угрозами отобрания
детей для достижения различных целей, не имеющих никакого отношения к
воспитанию детей.
Вот лишь
несколько норм из Регламента межведомственного взаимодействия Москвы,
утвержденных Московской городской межведомственной КДН:
В п. 2.3.3
сказано, что участковые врачи и медсестры «при посещении детей на дому и на
приемах в поликлинике выявляют обстоятельства, свидетельствующие о наличии
семейного неблагополучия, вносят в историю развития ребенка сведения о
родителях,семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых
условиях семьи, осуществляют контроль за выполнением родителями данных им
рекомендаций».
«Контроль за
выполнением рекомендаций» врачей не соответствует закону, ибо лечение ребенка
для родителей – дело добровольное в плане выбора врача, методик лечения (по ФЗ
РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Подход КДН влечет наказание
родителей, которые, реализуя свое право, отказываются от «рекомендаций врачей».
В результате
работы КДН структуры, работающие с детьми, все больше включаются в антисемейную
активность.
Передача КДН
широких полномочий по административному производству в отношении семей следует
расценивать как антиконституционное регулирование.
Согласно ч.
1 ст. 118 Конституции РФ «Правосудие в РФ осуществляется только судом».
Согласно статье 119 Конституции РФ «Судьями могут быть граждане РФ, достигшие
25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической
профессии не менее пяти лет».
Однако по
непонятным причинам решение дел в такой сложной области частных отношений как
семейная сфера, передано юридически безграмотным людям.
Мало того,
практика их работы признана законодателем «успешной», поэтому депутаты решили
не ограничивать КДН «исчерпывающими» полномочиями. С учетом того, что по
регионам именно КДН прописывают себе нормативные акты, получается вообще
интересная ситуация: КДН могут принять любые акты и творить что угодно в
отношении родителей. На самом деле государственные органы – во избежание
произвола – должны иметь четко ограниченный, исчерпывающий (!) перечень
полномочий – это основы теории права, о которых забыли наши законодатели.
Принятый
закон является очередным кирпичиком в построении системы ювенальной юстиции в
России и крайне опасен для института семьи. Общественники призывают всех
неравнодушных писать в Госдуму, Совет Федерации и Президенту.Образцы
заявлений и адреса, вместе с юридическим разбором нового закона, на сайте
Общественного уполномоченного по защите семьи.
Источник: РИА Катюша по материалам
Общественного уполномоченного по защите семьи
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.