Глава Саратовской митрополии митрополит Саратовский
иВольский Лонгин настраницах портала «Православие
исовременность» ответил навопрос отом, почему женщинам
запрещено ступать наСвятую Гору Афон иотчего это правило такое
строгое.
Пословам митрополита Лонгина, аватон— это
«древняя монашеская традиция: когда-то вмужские монастыри непускали
женщин, авженские— мужчин». «Есть такое святоотеческое
выражение: огонь исолома без ущерба рядом находиться немогут. Кроме
того, Афон посвящён Божией Матери.
Еёчудотворные иконы есть вкаждом
монастыре, причем дивные, древние, известные, такие, как Скоропослушница,
Млекопитательница, Иверская, „Достойно есть". Это непросто святыни, это
духовные драгоценности. Почитание Божией Матери развито наСвятой Горе
максимально, идругие женщины остаются встороне..»,— отметил
архипастырь.
Что касается того, что некоторым женщинам аватон
кажется несправедливым, тоэто нехристианское чувство и«будет очень
плохо, если когда-нибудь господствующая вЕвропе идеология феминизма
итерпимости кнедопустимым вещам всё-таки окончательно
восторжествует».
«Если, недай Бог, аватон будет снят, Афон
разрушится. Памятники архитектуры икультуры останутся,—
норазве мало унас вмузеях памятников? Зайдите, например,
вОружейную палату: сокровищ там тоже очень много, ноони смотрятся
ввитринах, как бабочки вколлекции— препарированные,
проколотые, посаженные набулавку. Да, наАфоне есть настоящие
произведения искусства, ноне вэтом ценность Святой Горы.
Афон— это место, где живёт Православие, где живет монашество уже почти
полтора тысячелетия. Идай Бог ему жить идальше, доскончания
времён».
Вкачестве печального примера серьёзного ущерба
монастырю ототмены аватона владыка Лонгин привёл греческие Метеоры. «Это
группа монастырей наскалах. Когда-то это тоже был центр монашеской жизни
вГреции, подобный горе Афон. Туда тоже недопускали женщин.
Нов1970-е годы, когда вГреции увласти были так
называемые „чёрные полковники", они отменили это правило. Ибуквально
втечение пяти-семи лет монастыри опустели: монахи ушли оттуда,
восновном натотже Афон. Вкаждом монастыре остались
один-два монаха, вженских монастырях чуть побольше. Исейчас
Метеоры— массово посещаемый туристический центр, как, скажем, соборы
где-нибудь вВене, вПраге, вПариже. Где ходят шумные толпы
людей игде нет никакой возможности вести хоть какое-то подобие
монастырской жизни. Там тоже есть древние храмы сзамечательными
росписями, иконами— новсё это просто прекрасные музеефицированные
объекты».
«Правда, монахам удалось отстоять возможность
некаждый день открывать монастыри для посетителей. Они доступны для
посещения поочередно, два-три дня внеделю понескольку часов. Просто
для того, чтобы можно было там жить. Ведь монастырь— это нетолько
место, где ходят люди вчерных одеждах, иихпоказывают
туристам. Монастырь— это особая жизнь сБогом, вмаксимальном
удалении отмира. Тот, кто идет вмонахи, избирает себе другой образ
жизни. Поэтому, если человек правильно верует, если онценит духовную
жизнь илюдей, которые еёведут, подобных чувств („несправедливо, что
туда непускают") вего сердце недолжно возникать
впринципе. Тем более, что сегодня есть возможность вИнтернете
увидеть всё— все афонские монастыри, все иконы, святыни ивблизи,
исразных ракурсов. Даже находясь наАфоне,
вынерассмотрите ихтак хорошо, как можно рассмотреть,
пользуясь современными техническими средствами. Кроме того, монастырские
святыни постоянно приносятся сАфона наматерик, духовники
сАфона выезжают вмир. Даже кнам вРоссию привозят
святыни соСвятой Горы. Люди имеют возможность поклониться этим святыням.
Думаю, что это вполне нормально, иэтого достаточно»,— отметил
владыка.
Источник: https://rusk.ru/